Пётр Ильич Чайковский «Зима»

 

Пётр Ильич Чайковский «Зима»Зима в России отличается особым очарованием, поэтому художники, музыканты и литераторы любят отображать пленительную красоту этого времени года в своих произведениях. Белоснежным пейзажам и похорошевшей природе посвящали свои чудные поэтические строки Пушкин, Лермонтов, Есенин, Пастернак. Удивительную гармонию зимних пейзажей представали художники Саврасов, Поленов, Левитан, Шишкин. А завораживающими звуками музыки это сказочное время живописно отобразили Глазунов, Свиридов и, конечно же, Чайковский в своей знаменитой программной симфонии «Зимние грёзы». Однако у великого маэстро есть ещё творения, в которых тема зимы представлена очень ярко. Это входящие в цикл «Времена года» фортепианные миниатюры: «Декабрь. Святки», «Январь. У камелька» и «Февраль. Масленица».

Историю создания произведений, живописно иллюстрирующих зимние месяцы в фортепианном цикле П.И. Чайковского «Времена года», а также интересные факты и содержание этих композиций читайте на нашей странице.

 

 

 

История

Осенние месяцы 1875 года по различным обстоятельствам Пётр Ильич Чайковский вынужден был провести в Москве. Он много занимался педагогической деятельностью в консерватории, а помимо этого усердно работал над балетом «Лебединое озеро», сочинение которого ему полгода назад заказала московская дирекция императорских театров. Однако у востребованных композиторов зачастую бывает так: не успевают они завершить одно произведение, как принимают предложение на создание другого. Так было и на этот раз.

Петр Ильич Чайковский

В ноябре Пётр Ильич получил послание из Петербурга от владельца музыкального журнала «Нувеллист» Николая Бернарда. Издатель обращался к композитору с просьбой о сочинении двенадцати программных фортепианных пьес. Он сам обдумал названия композиций, которые были связаны с годичным кругом, и объяснял, что произведения по одному в соответствии с названиями будут печататься в журнале каждый месяц.

 

Данное предложение Чайковский отклонить не мог. Во-первых, с Бернардом он находился в дружеских отношениях и, начиная с 1873 года, довольно часто печатал в его журнале свои романсы.  Во-вторых, обещанный за пьесы гонорар был настолько велик, что превосходил все ожидания Петра Ильича.

журнал «Нувеллист»

Поскольку поступивший заказ весьма заинтересовал композитора, то к сочинению пьес он приступил без какого-либо промедления. Два первых произведения, посвящённые зимним месяцам - «Январь. У камелька» и «Февраль. Масленица», Пётр Ильич сочинил в середине декабря и тут же отправил издателю. В сопровождающем послании композитор писал, что если пьесы покажутся скучными и не понравятся, то он готов их тот час переделать. Тем не менее, издатель композициями остался весьма доволен и через определённое время известил подписчиков о том, что в следующем году в журнале ежемесячно будет издаваться новое произведение для фортепиано Петра Ильича Чайковского. Редакция своё обещание выполнила и с первой пьесой под названием «Январь. У камелька» любители домашнего музицирования познакомились в январском выпуске «Нувеллиста».

 

Следующий 1876 год у Чайковского был весьма насыщенным. С творческими целями композитор посетил Францию и Германию, но где бы он не находился, всегда помнил о своих обязательствах перед музыкальным журналом и строго по графику в Петербург отправлял новые сочинения.

Так и последняя композиция «Декабрь. Святки» была написана композитором вовремя и появилась в декабрьском номере «Нувеллиста». Помимо этого, в конце календарного года подписчики журнала в качестве подарка к Рождеству получили сборник, озаглавленный Бернардом «Времена года» и украшенный картинками – медальонами.  В него вошли все двенадцать пьес, каждая из которых сопровождалась отрывками из произведений русских поэтов.

 

Чайковский Нувеллист 

ноты «Святок» Чайковского ноты «У камелька» Чайковского 

 

Интересные факты

  • «Нувеллист» — этот ежемесячный нотный журнал для фортепиано и пения, основанный Матвеем Ивановичем Бернардом в 1829 году, не только в России, но и за её рубежами пользовался большой популярностью. Изначально рассчитанный для домашнего музицирования, он впоследствии был дополнен педагогическим разделом, в котором публиковались материалы способствующие внедрению более прогрессивной методики при обучении игре на инструменте.

 

  • Святки. Эти двенадцать «святых» дней «от звезды и до воды», то есть от появления первой звезды на небе в Рождественский Сочельник и до крещенского освящения воды, на Руси считались основными зимними праздниками. В святочные дни, боясь привлечь несчастье, люди не работали. Любимой забавой в эти праздничные дни было катание на санях и игра в снежки. Вечерами в деревнях молодёжь одевалась в нарядную одежду и собиралась в чьей-то избе, чтобы от души повеселиться: поплясать, попеть песни и послушать сказочные истории. Кроме того в данное время особым развлечением у молодых людей был обряд колядования на Рождество. Колядующие, переодетые в костюмы фантазийных чудовищ и животных, распевали величальные песни. Они приходили в дом, получали от хозяев угощения, желали им полного благополучия и процветания. Вторая неделя Святок называлась «страшными вечерами» и именно в это время девушки гадали на своих суженых.

колядки

  • Камелёк – этим словом в крестьянских жилищах называли обогревавший жилище очаг, на котором также готовили пищу. В деревенской Руси было заведено: женщины поселения в зимнее время сходились в одну из изб, рассаживались вокруг камелька, занимались рукоделием и при этом пели песни. В дворянских домах камельком именовали небольшой камин, тоже собирающий возле себя семейство, чтобы пообщаться, почитать вслух и помузицировать. Порою у камелька присаживались, чтобы о чём-то поразмышлять или просто посмотреть на огонь, ведь на него, согласно известному изречению, можно смотреть бесконечно.
  • Масленица – это один самых любимых праздников, который с удовольствием справляют и в нынешнее время. Главным угощением на Масленицу, длящуюся семь дней, являются блины, которые в данный период готовят каждый день и с разными начинками. Традиция печь блины на Масленицу зародилась на Руси в давние времена, когда солнце почитали как бога. Блины по форме напоминают солнце, поэтому считалось, что если съесть такое кушанье, то можно получить энергию солнечного света. Масленица - праздник очень весёлый и проходит с песнями, танцами и разными конкурсами. Например, кто больше блинов съест за определённое время или кто залезет на столб и достанет приз. Однако самой любимой забавой на Масленицу является, сопровождаемое особым ритуалом, сжигание чучела зимы, которое происходит в последний день праздника, называемым в народе «Прощеным воскресеньем».
  • Все произведения из фортепианного цикла «Времена года» пользуются большой популярностью. Их переложения сделаны не только для разных инструментов, но и ансамблей и оркестров. Например «Декабрь. Святки» и «Февраль. Масленица» весьма впечатляюще звучат в исполнении симфонического оркестра.
  • П.И. Чайковский «Времена года» 12 характерных картин для фортепиано.

 

Содержание «Зимы» Чайковского

Декабрь – первый месяц зимы, но последний месяц календарного года и поэтому в цикле Петра Ильича Чайковского «Времена года» пьеса «Святки», посвящённая декабрю является заключительной композицией.

Святки - это время Рождества, Нового Года и Крещенья, на Руси являлось самым излюбленным. Везде, наполняемая безудержным весельем, царила атмосфера радостного праздника. Россияне в своих домах наряжали ёлки и дарили рождественские подарки. Святки – это пора ожидания радостных жизненных перемен. Вот такое празднично-приподнятое настроение рождественско-новогоднего периода, Чайковский проиллюстрировал в пьесе Святки», однако отобразил в ней не народные развесёлые гуляния, а домашний уют и благостное умиротворение. Для своей поэтизированной композиции автор выбрал жанр вальса и заключил его в сложную трёхчастную форму со средним разделом в виде трио.

Произведение начинает свободно парящая выразительная мелодия, способствующая созданию лишённого помпезности образа уютной домашней обстановки. Первая часть произведения написана в простой трёхчастной форме. После начального экспозиционного раздела, состоящего из двух периодов, следует развивающая середина. Её крутящаяся мелодическая линия придаёт романтическому вальсу зимний настрой, так как своими звуками символически подражает кружению вьюги. Далее следует повторение тематического материала начального раздела, и затем переход к средней части всей композиции, названной автором трио и тоже имеющей простую трёхчастную форму. Музыка данного раздела, наполненная таинственностью и загадочностью, создаёт новый образ, который ассоциируется с ожиданием удивительных чудес. Помимо того свежести восприятия этого музыкального материала способствует переход из основной Ля-бемоль мажорной тональности в диезную – Ми мажорную. Затем снова возвращается очаровательный вальс, и мы слышим точную репризу первой части, которая завершается довольно экспрессивной кодой.

«Святки» (слушать)

 

Январь – это второй месяц зимы, но с него начинается календарный год и именно пьеса «Январь. У камелька» открывает фортепианный цикл «Времена года». Её нежная и мечтательная музыка, создающая настроение умиротворённости, покоя и уюта, звучит как задушевный разговор.

Композиция написана в трёхдольном размере, основной тональности Ля мажор и заключена в сложную трехчастную форму с кодой. Крайние части произведения трехчастны, а тематический материал среднего раздела повторяется дважды.

Пьеса начинается с выразительной мелодичной темы, которую сопровождает мягкий аккомпанемент. Чётырёхголосное изложение материала, имитирующее звучание квартета струнных инструментов, придаёт музыке характер лёгкой меланхолии. В среднем разделе первой части настроение немного меняется и становится несколько взволнованным. Этому способствует подголосок в теноровом голосе, контрастирующий основной мелодической линии. Следующая далее реприза начального раздела, сокращённая композитором на два такта, заканчивается на значительном динамическом подъёме.

Музыкальный материал средней части произведения по характеру контрастен предыдущему. Он романтически выразителен, но из-за постоянных повторений первоначальной фразы звучит более взволнованно. Раздел заканчивается паузой с ферматой, что делает возможным мысленно настроиться на задумчивый и спокойный характер, присущий музыке первой части, которая затем повторяется с незначительными изменениями. Произведение заканчивается кодой, основанной на тематическом материале средней части композиции. 

«У камелька» (слушать)

 

Масленица – этот традиционный праздник на Руси является одним из самых долгожданных и весёлых. Масленичные гуляния с песнями, плясками и разными забавами всегда были любимы в народе. Пётру Ильичу Чайковскому тоже нравился этот радостный праздник, и поэтому композитор отобразил его в миниатюре с названием «Февраль. Масленица». Музыкальными звуками композитор в этой пьесе ярко проиллюстрировал шум толпы, переливы бубенцов, звучание народных инструментов и задорную пляску.

Композиция, написанная в тональности Ре мажор, в размере 2/4 и с авторским темповым указанием Allegro giusto, заключена в сложную трёхчастную форму. Уже первые звуки произведения вводят слушателя в атмосферу народного праздника. Изначально характерные аккорды ярко иллюстрируют звучание гармошки, движение её мехов и затем игривые переборы. В среднем эпизоде первой части воображение в тот же миг рисует разудалую пляску: сначала в исполнении солистов, а затем и других участников праздника. Далее следует повторение музыкального материала экспозиционного раздела, а затем средняя часть всей композиции, в которой композитор нарисовал совсем иной образ. Возможно это фрагмент одного из театрализованных представлений, которые пользовались большой популярностью на масленичных гуляниях. Темп становиться более сдержанным, а представленный музыкальный образ можно охарактеризовать как увесистый и немного неуклюжий. С приближением к репризе мелодическая линия поднимается выше, а длительности нот становятся короче, то есть опять слышится перезвон бубенцов, подводящий к повторению первой части, которая значительно сокращена. В заключение произведения музыка становиться тише, что создаёт ощущение, что праздник заканчивается, а фермата над паузой закрепляет это впечатление. Однако последние два такта пьесы звучат на три форте и воспринимаются как шутка автора.

«Масленица» (слушать)

 

 

 

Все композиции из цикла Петра Ильича Чайковского «Времена года», в том числе и пьесы, представляющие зимний период, пользуются невероятной популярностью. Такая большая любовь слушателей и исполнителей заключается в ясности и красоте, а также простоте восприятия музыкального материала, который с первого звука проникает в сердце и завораживает душу.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Пётр Ильич Чайковский «Зима»