П.И. Чайковский «Октябрь. Осенняя песнь»

 

Осень. Этот календарный сезон довольно часто ласково называют золотым. Возможно поэтому художники, поэты, писатели и композиторы данному времени года, искрящемуся изумительной красотой многоцветия впечатляющих красок, уделяют особое внимание. Однако осень не только «очей очарованье», но и «унылая пора» с обнажённым лесом, опустевшими полями и с грустным плачем затянувшихся дождей. Природа как-будто глубоко задумывается и сосредотачивается сама на себе. И такую печальную картину Пётр Ильич Чайковский отобразил в своей элегической музыкальной пейзажной зарисовке «Октябрь. Осенняя песнь», вошедшей в цикл «Времена года».

Историю создания фортепианной пьесы «Октябрь. Осенняя песнь», содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

 

 

 

Краткая история

В середине семидесятых годов жизнь Чайковского была обозначена полным расцветом творческих сил. Летом 1874 года Пётр Ильич закончил конкурсную оперу «Вакула», на которую возлагал большие надежды, осенью сочинил Первый фортепианный концерт, а летом следующего года за месяц написал Третью симфонию. Его поистине кипучая творческая жизнь дополнялась музыкально-общественной деятельностью и педагогической работой в консерватории. Популярность композитора росла завидными темпами. Весной 1875 года он принял заказ на сочинение балета «Лебединое озеро», а в ноябре из Петербурга получил послание от владельца нотного издательства Бернарда Николая Матвеевича с весьма интересным предложением.

П.И. Чайковский балет «Лебединое озеро»

Издатель просил Чайковского сочинить двенадцать фортепианных произведений по уже обозначенным заголовкам. Каждая пьеса должна соответствовать определённому календарному месяцу и выходить в журнале «Нувеллист» в надлежащий ей срок. Отказать Бернарду Пётр Ильич не мог. Во-первых, с Николаем Матвеевичем и его семьёй композитор был в дружеских отношениях. Во-вторых, в издательстве постоянно печатались романсы Чайковского, что поддерживало его материально, а в-третьих, данное задание тематически заинтересовало Петра Ильича и пришлось ему по душе. Ко всему прочему издатель предложил настолько высокий гонорар, что отказаться от данного заказа было бы неразумно.

Петр Ильич Чайковский

К выполнению необычного поручения Чайковский приступил без замедления, а потому вскоре издатель получил две первые пьесы. Свои творения композитор сопроводил письменным посланием. В нём он проявлял обеспокоенность, что пьесы могут показаться слишком затяжными и унылыми, однако волнения Петра Ильича по этому поводу были напрасными. Уже в декабре в журнале «Нувеллист» напечатали сообщение, извещающее подписчиков, что в будущем году они будут ежемесячно знакомиться с новым произведением композитора Чайковского. Своё обещание издательство выполнило и в первом выпуске журнала за 1876 год в качестве приложения была опубликована пьеса с названием «Январь. У камелька».

 

Творческий график следующего года у Петра Ильича был тоже довольно насыщенным. В начале он побывал в Париже, где познакомился с оперой Бизе «Кармен», далее отправился в Петербург, чтобы побывать на концертах, на которых исполнялись его Второй квартет и Третья симфония, а затем вернулся в Москву. Там его ждала работа в консерватории и незаконченная партитура «Лебединого озера». Летом Пётр Ильич планировал посещение Байрёйта и премьеру тетралогии Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга». Несмотря на плотное расписание Чайковский без задержки каждый месяц отправлял по новому произведению в журнал «Нувеллист». Например, с середины августа, отдыхая в поместье сестры Александры Ильиничны Давыдовой, Пётр Ильич сочинил пьесу «Сентябрь. Охота», а вернувшись в сентябре в Москву, он, не откладывая, чтобы вовремя успеть к выходу следующего номера печатного издания, написал пьесу «Октябрь. Осенняя песнь». Полностью фортепианный цикл, украшенный двенадцатью картинками и озаглавленный «Времена года», был опубликован в конце 1876 года. Перед каждым произведением издатель вставил поэтический эпиграф, колоритно отражающий содержание произведение. Видимо такой внешний вид пришёлся автору по душе, так как все последующие издания выходили в таком же оформлении.

 

ноты «Осенней песни» Чайковского Нувеллист 

Пётр Ильич Чайковский  

 

Интересные факты

  • Матвей Иванович Бернард, владелец петербургской музыкально-издательской фирмы, был композитором, пианистом, дирижёром, однако особое признание он получил как музыкальный педагог. Издательская фирма Бернара, основанная в 1829 году, с середины шестидесятых годов XIX века начала печатать сборники с детскими пьесками, чем способствовала искоренению рутинности в обучении юных музыкантов. Такая новация пришлась по душе не только в России, но и за её пределами.
  • Музыкальный журнал «Нувеллист» был основан Матвеем Ивановичем Бернаром в 1840 году. После кончины в 1871 году Матвея Ивановича его сын Николай Матвеевич, унаследовав дело отца, своими интересными идеями превратил журнал в содержательное и популярное издание. Именно он заказал Петру Ильичу Чайковскому двенадцать пьес, которые соответствовали годичному календарному циклу, а впоследствии назвал цикл «Времена года».
  • Такие заказы как фортепианный цикл «Времена года» Пётр Ильич называл «денежными». В то время композитор ещё не получал финансовую поддержку от Надежды фон Мекк, а Николай Матвеевич Бернард как нельзя кстати за двенадцать пьес пообещал очень солидный гонорар. Насколько хорошим было вознаграждение об этом история умалчивает, так как письмо Бернара, в котором он обращался к композитору с просьбой о сочинении произведений к большому сожалению не сохранилось.
  • Пётр Ильич очень волновался: понравятся ли издателю сочинённые им пьесы? Когда композитор отправлял в Петербург первые произведения, в сопроводительном письме он просил Николая Матвеевича высказать своё откровенное мнение. Чайковский дополнял, если сочинения не понравятся, он готов написать их заново.
  • В старинном городе Вологда ежегодно с 2008 года проводился международный музыкальный фестиваль «Кружева». В 2016 году данное мероприятие особенно запомнилось тем, что «Осенняя песнь» П.И. Чайковского, которое признано одним из самых популярных произведений русской классической музыки, прозвучало в шести вариантах: в оригинале на фортепиано, в исполнении оркестра русских народных инструментов, дуэта виолончели и фортепиано, виолончели и камерного оркестра, дуэта скрипки и фортепиано, а также фортепианного трио.

 
 

 

Содержание

«Осенняя песня». Эту элегическую миниатюру с уверенностью можно назвать душевным покаянием, на которое автора побудила выразительная красота осенней увядающей природы. В данной лирико-психологической зарисовке композитор живописно изобразил не только преображение окружающего мира, но и печальное настроение, которое властвует над людьми в это меланхоличное время года. Природа в октябре подводит итог календарного цикла и готовится к зимнему оцепенению. Солнечных дней становиться меньше, небо затягивают серые тучи, птицы улетают на юг, с деревьев облетает последняя листва и всё вокруг становиться безотрадно тоскливым. И вот такой грустный осенний пейзаж Пётр Ильич Чайковский гениально отразил в своей, окрашенной в светло-печальные тона, «Осенней песне».

Для композиции, пленяющей мелодической выразительностью и звучащей как сокровенное задумчивое повествование, автор выбрал тональность ре минор, четырёхдольный размер и темп Andante doloroso e molto cantabile (спокойно, жалобно и весьма певуче). При этом музыкальный материал произведения, представляющий собой кружевное переплетение поющих голосов, он заключил в трёхчастную форму.

Пьеса открывается с бархатного ре минорного аккорда, на который накладываются интонации вздоха, напоминающие вопрос без ответа. Выразительность этого грустного мотива усилена тем, что музыкальная тема, построенная на ниспадающих соседних звуках, зарождается на слабой доле. Далее напряжение усиливается из-за синкопированного изумительного мелодического рисунка, который впоследствии раскрашивается ещё и триолями. В следующем построении, которое так же, как предыдущее представляет собой восьмитактовый период, основная тема опускается на октаву вниз, то есть переходит в теноровый регистр. Музыка становится драматичнее и экспрессивнее, так как вновь появившаяся уверенная верхняя мелодическая линия, тоже наполненная синкопами и триолями, начинает превосходствовать над нижним голосом.

Следующая далее средняя часть, развитие которой построено на секвенциях, вносит в унылое настроение произведения небольшое просветление. Первые пять тактов композитор озаряет мажорной тональностью, а мелодическую линию всплесками поднимает вверх. Такое воодушевление приводит к кульминации, которая приходится на пятый такт раздела. Далее возвращается минорная тональность, но музыкальный материал, построенный на нисходящих секвенциях с опеванием звуков и изображающий вальсирующее кружение листьев, звучит прозрачно и романтично. Затем вскоре вновь появляется тематический материал, который репризно повторяет первую часть.  Рисующий образ октябрьской холодной осени, он опять возвращает печальные вздохи.

Композиция завершается небольшой семитактовой кодой. Мелодия в триольном движении опускается всё ниже и в верхнем голосе заканчивается на третьей ступени основной ре-минорной тональности. Это создаёт впечатление незавершённости повествования.

 
 

«Октябрь. Осенняя песня». Данная композиция считается одной из лучших пьес фортепианного цикла «Времена года» П. И. Чайковского. Она никого не оставляет равнодушным, так как помогает лучше познать родную природу и увидеть все прелести осени. В нынешнее время переложение этого произведения можно услышать в исполнении разных инструментов и ансамблей всевозможных составов, однако особо упоительно оно в звучании симфонического и народного оркестров.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


П.И. Чайковский «Октябрь. Осенняя песнь»