П.И. Чайковский «Июнь. Баркарола»

 

В мире много прекрасных городов, каждый из которых славен своими достопримечательностями. Хорошим примером тому служит итальянская Венеция. Этот загадочный, но в то же время чарующий город расположился на ста восемнадцати островах, разъединённых сотнями каналов, по которым на лодках плавают гондольеры, распевая лирические народные песни - баркаролы. Впрочем, в нашей стране тоже есть град, который пересекают бесчисленные реки и каналы - его даже называют Северной Венецией. Это элегантный и величественный Санкт-Петербург. Что может быть романтичнее совершить прогулку по его водным артериям летом, да ещё в пору белых ночей. И вот такой поэтичный пейзаж Пётр Ильич Чайковский нарисовал музыкальными звуками в очаровательной фортепианной пьесе «Июнь. Баркарола».

С историей создания фортепианной миниатюры «Июнь. Баркарола», содержанием композиции и интересными фактами Вы познакомитесь на данной странице.

 

 

 

Краткая история

К началу второй половины семидесятых годов XIX века имя Петра Ильича Чайковского было довольно хорошо известно причём не только в российском государстве, но и за его пределами. Произведения, создаваемые композитором в разных жанрах, получали высокую оценку как отечественных, так и зарубежных прославленных музыкальных маэстро. При этом важно отметить, что помимо сочинения произведений, над которыми Пётр Ильич работал с полной отдачей, он занимался преподавательской деятельностью в консерватории, а также публиковал критические статьи в газете «Русские ведомости». Невзирая на то, что Чайковский обладал превосходным литературным языком и прекрасно понимал большое значение словесных размышлений о музыке, данная работа, наряду с преподаванием в консерватории, его очень обременяла. И всё же жизнь вынуждала Петра Ильича делать то, что не доставляло ему удовлетворения, но давало материальное обеспечение. Тем не менее внутренняя сущность композитора желала свободы, чтобы привольно заниматься сочинением музыки.

Петр Ильич Чайковский

Впрочем, для любимого творчества Чайковский всегда выкраивал время, а потому из-под его пера непрерывно выходили прекрасные разножанровые произведения. К примеру, в начале 1875 года композитор завершил работу над «Фортепианным концертом», впоследствии прославившим его на весь мир. Следом Пётр Ильич написал «Меланхолическую серенаду», посвящённую известному скрипачу Леопольду Ауэру, а затем взялся за сочинение вокальных миниатюр, которые тут же направил издателю Юргенсону. И подобный творческий марафон продолжался у композитора непрерывно. К примеру, по окончании весны, когда учебные занятия в консерватории приближались к своему завершению, к нему обратились представители Дирекции императорских театров с предложением о сочинении музыки к балету «Лебединое озеро». Вот с таким ответственным поручением Чайковский направился на отдых в усадьбу, сначала к своему другу, а затем к родственникам.

 

Всё лето Пётр Ильич вдохновенно сочинял. Сначала он принялся работать над своей Третьей симфонией, которую замыслил ещё до того, как ему заказали написать балет. Спустя месяц композитор не только в клавире, но и в партитуре этого произведения поставил последнюю точку, а затем приступил к «Лебединому озеру».

балет «Лебединое озеро»

В Москву Чайковский возвратился лишь в конце августа, поскольку должен был приступить к скучным обязанностям в консерватории, да и работа в газете тоже требовала его пребывания в городе. При этом композитор всё не занятое на службе время работал над театральным заказом, который отличался своей масштабностью. Впрочем, не успев его завершить Пётр Ильич получил ещё одно задание. Оно излагалось в письме из Санкт-Петербурга, отправленным хорошим знакомым композитора Николаем Бернардом - главой авторитетного издательского дома. Николай Матвеевич побуждал Чайковского сочинить двенадцать фортепианных миниатюр по уже продуманным названиям. В заголовках были названия календарных месяцев, а также жанровых картинок и пейзажей, соответствовавших тому или иному природному сезону.  Издатель пояснял, что произведения будут ежемесячно печататься в принадлежащем ему журнале «Нувеллист» для привлечения новых подписчиков.

журнал «Нувеллист»

К данному заказу Пётр Ильич проявил особый интерес, и не только из-за обещанного Бернардом высокого гонорара. Композитор в данных творениях должен был отобразить народ и природу России, а эта тематика его всегда вдохновляла.

Без особого промедления Чайковский сочинил две миниатюры, которые отображали два первых календарных месяца. После этого он не мешкая отправил произведения Бернарду с сопроводительным письмом, в котором упрашивал издателя искренне оценить его творения. Ответа от Николая Матвеевича композитор так и не получил, однако в декабрьском выпуске «Нувеллиста» обнаружил адресованный читателям анонс о том, что, начиная с января, им помесячно в приложении к журналу будут предлагаться вновь сочинённые пьесы известного композитора Чайковского.

 

В наступившем 1876 году творческое расписание Петра Ильича, как и прежде было чётко распределено. Поначалу композитор посетил Париж, где наполнился яркими впечатлениями, побывав на опере Жоржа Бизе «Кармен». Следом, к середине января, он поторопился в Петербург, чтобы поспеть на концерты, на которых должны были звучать его произведения. После того Чайковский возвратился в Москву, где его ждали занятия в консерватории, завершение работы над партитурой балета и Третьим квартетом, который он начал сочинять ещё во Франции.
Несмотря на такую загруженность Пётр Ильич не забывал об обязательствах, которыми был связан с Николаем Бернардом. Так к каждому пятнадцатому числу текущего месяца он сочинял и отправлял в Санкт-Петербург последующую пьесу: в феврале – «Март. Песнь жаворонка», в марте – «Апрель. Подснежник», в апреле - «Май. Белые ночи», а в мае – «Июнь. Баркарола». Как и обещал издатель, читатели журнала «Нувеллист» каждый месяц первыми знакомились с новыми произведениями Чайковского и с благодарностью отзывались о столь желанных подарках. Такие приятные отклики подтолкнули Николая Матвеевича преподнести подписчикам журнала к Новому году и Рождеству чудесный сюрприз. Все они получили восхитительный музыкальный альбом с названием «Времена года», содержание которого составляли все пьесы Петра Ильича Чайковского, выходившие в течение всего прошедшего года в «Нувеллисте». Обложку сборника издатель украсил небольшими прелестными сюжетными картинками, а каждую композицию сопроводил поэтическими строками из произведений отечественных стихотворцев.

 

ноты «Баркаролы» Чайковского Нувеллист 

Пётр Ильич Чайковский  

 

Интересные факты

  • Баркарола – этот музыкальный термин является производным от итальянских слов «barka» и «rollio». Первое обозначает лодку, а второе переводится как бортовая качка. Таким словосочетанием изначально называли народные песни венецианских гондольеров, которые передвигались на лодках по многочисленным каналам их прекрасного города, построенного на многочисленных островах.
  • Со времён эпохи романтизма «Баркаролой» стали именовать музыкальный жанр, лирические пьесы которого созданы в стиле песен венецианских гондольеров и отображают спокойную водную стихию, располагающую к мечтательному настроению. Подобные композиции встречаются у Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Ф. Мендельсона, М. Глинки, А. Рубинштейна, С. Рахманинова, Ж. Оффенбаха, А. Лядова, Дж. Россини, Н. Римского-Корсакова. При этом важно отметить, что данная тематика была весьма привлекательна не только для композиторов, но и для поэтов, а также художников.
  • Пётр Ильич не предполагал, что двенадцать небольших фортепианных пьес, сочинённых им из-за приличного гонорара, станут популярными не только в России, но и за её рубежами. Пьеса «Июнь. Баркарола» впервые была опубликована в июньском выпуске журнала «Нувеллист», а спустя полтора года автор был весьма удивлён, когда, находясь за границей, услышал, по его мнению, довольно интересные переложения данного произведения для скрипки и флейты.
  • Из-за чрезвычайно плотного творческого графика Чайковский очень беспокоился, что забудет вовремя написать следующую календарную фортепианную миниатюру. В связи с этим композитор приказал своему слуге, чтобы он напоминал о приближении срока сочинения очередного произведения.
  • В 1840 году в Петербурге вышел первый номер ежемесячного музыкального журнала «Нувеллист», который приобретя большую популярность издавался до 1906 года. Особое признание «Нувеллист» получил, когда его редактором стал талантливый музыкант и педагог, а также глава солидного издательского дома Матвей Иванович Бернард. С 1875 года редактированием журнала занялся сын Матвея Ивановича – Николай Бернард. Именно он просил Чайковского сочинять пьесы, впоследствии объединённые в цикл «Времена года».

 

 

Содержание

«Баркарола». Уже заглавие данной композиции настраивает на романтический лад, ведь музыкальный материал произведений этого жанра, который зародился в Италии, отличается особо нежным лиризмом и умиротворением. В них мечтательная певучая мелодия, наполненная светлой грустью, накладывается на размеренно раскачивающий ритм, укладывающийся в размер 6/8 и напоминающий лёгкий плеск от вёсел, возникающий на водной поверхности. Важно сразу отметить, что свою «Баркаролу» Петр Ильич Чайковский изложил не в трёхдольном, а в четырёхдольном размере, а потому она не совсем вписывается в данный жанр и более напоминает грустно-мечтательный романс, музыка которого трогательна и светла.

В музыкальном альбоме «Времена года» «Баркарола» – это ещё один восхитительный музыкальный пейзаж, посвящённый северной столице России с её многочисленными речками и каналами, иными словами очаровательная картинка природы. Образы, которые воспроизводит автор в этом произведении весьма поэтичны. Мягкая и безмятежная мелодия передаёт умиротворённое состояние человека, душа которого наслаждается восхищающими взгляд красотами водных потоков.


Композиция, которую автор заключил в трёхчастную форму, а музыкальный материал изложил в размере 4/4 и тональности соль минор, открывается весьма скромным вступлением. В нём представлен ритмический рисунок аккомпанемента, воссоздающий самодостаточный художественный образ и в то же время создающий основу для движения мелодической линии.

Далее из затакта начинается первая часть произведения, представляющая собой простую трёхчастную форму. Начальный период, в котором прослеживается повторное строение, открывается широкой и выразительной мелодией. Она наполнена душевной теплотой и укладывается на неторопливый аккомпанемент, напоминающий гитарные переборы. Мелодическая линия поступенно, не торопясь поднимается от доминантовой ступени вверх, а затем, подойдя к тоническому звуку во второй октаве, интервальными спадами с опеванием третьей и первой ступени направляется вниз. Первое предложение включает четыре такта, а второе немного расширено за счёт секвенционных звеньев. Помимо этого, его тематический материал наполнен подголосками, которые значительно расцвечивают и обогащают фактуру произведения. Средний период, тоже имеющий повторное строение, основан на той же первоначальной теме, однако автор переместил её в мажорную тональность, что немного меняет характер музыки, внося в неё просветлённость и прозрачность. Третье - заключительное построение первой части является репризным повторением начального периода.

В средней части «Баркаролы», представленной в простой двухчастной форме и включающей два периода, настроение музыки заметно преображается: оно становится беззаботным и радостным. Подвижная и воодушевлённая новая музыкальная ткань, поддерживаемая аккомпанементом с синкопированным ритмом, здесь представлена в одноимённом Соль мажоре и звучит как напоминание о чём-то счастливом и жизнерадостном. Во втором периоде среднего раздела данного произведения вновь происходят значительные изменения. Тактовый размер с четырёхдольного меняется на трёхдольный. Темп ускоряется, что подтверждает авторская ремарка allegro giocoso. В мелодии заметно выявляются черты танцевальности. Активное развитие данного тематического материала подводит к радостно-воодушевлённой кульминации всего произведения. Её наивысшая точка представлена арпеджированными аккордами, которые внезапно обрываются, а после них звучит напряжённый речитатив, подводящий к репризной третьей части, характеризующейся созерцательным и мечтательным настроением. Вновь возвращается минорный лад и четырёхдольный тактовый размер, однако красивая музыка начальной части теперь повторяется с небольшими изменениями. То есть мелодия поддерживается не только аккомпанементом, но и мелодическими подголосками в нижнем голосе, превращающими её в выразительный диалог.

Композиция завершается, звучащей на пиано, весьма продолжительной кодой. Поначалу нисходящие, а затем восходящие аккорды на повторяющемся в басу тоническом звуке, добавляют в характер произведения успокоение и некоторую отрешённость. Музыка замирает, но её отголоски всё ещё продолжают очаровывать.  

«Июнь. Баркарола». Эта лирическая фортепианная миниатюра считается самым популярным произведением цикла «Времена года». Её красноречивая мелодия прекрасна в исполнении на всех инструментах, для которых сделаны переложения, но особенно выразительно композиция в звучании ансамблей и оркестров разных составов.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


П.И. Чайковский «Июнь. Баркарола»