П.И. Чайковский «Май. Белые ночи»

 

Белые ночи. Это не только чрезвычайно красочное явление, но и удивительный феномен - своеобразные «проделки» матушки природы, которые люди связывают с чем-то непонятным и мистическим. Заката солнца нет, а вместо темноты наступают светлые сумерки, при которых небо приобретает серовато-синий оттенок. Затем перед восходом солнца облака начинают просвечиваться нежным розовым цветом, а из-за этого небосвод выглядит просто фантастическим. Само собой разумеется, что всё это завораживающее чудо природы привлекало художников, литераторов и композиторов. К примеру гениальный Пётр Ильич Чайковский его весьма впечатляюще отобразил в фортепианной миниатюре «Май. Белые ночи».

Историю создания композиции «Май. Белые ночи», содержание пьесы и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

 

 

 

Краткая история

К концу 1874 года Пётр Ильич Чайковский, будучи автором внушительного количества разножанровых произведений, пользовавшихся популярностью у любителей классической музыки, заслужил репутацию талантливого музыкального сочинителя не только в России, но и за её пределами. В газетах и журналах с завидной периодичностью печатались его портреты и публиковались отзывы о творениях композитора. Известность тридцатипятилетнего Чайковского уже была такова, что с его с его мнением считались самые почитаемые музыкальные мэтры как Москве, так и Петербурге.

Петр Ильич Чайковский

Помимо плодотворной композиторской практики, Пётр Ильич был занят педагогическим трудом в Московской консерватории, а также писал музыкально-критические статьи для газеты «Русские ведомости». Однако несмотря на то, что в консерватории у него были одарённые студенты, такие как Сергей Танеев, а статьи известного музыканта, выполняя просветительскую функцию, поднимали рейтинг печатного издания, такая работа Чайковского сильно тяготила. Впрочем, жизнь заставляла композитора заниматься делом, не доставлявшем ему особого удовольствия, но приносило материальное обеспечение, в котором он очень нуждался. Вот только душа Петра Ильича жаждала независимости, чтобы без каких-либо ограничений заниматься сочинением музыки, хотя он и так всё своё свободное время посвящал любимому композиторскому творчеству. Так в самом начале 1875 года Чайковский окончательно доработал и оркестровал «Фортепианный концерт», а также для скрипки и симфонического оркестра создал «Меланхолическую серенаду». Далее весенний период он посвятил сочинению вокальных миниатюр, которые затем отправил в издательство Юргенсона. Вслед за тем, а точнее в конце мая, когда учебный год в консерватории подходил к своему завершению, к Петру Ильичу обратилась Дирекция императорских театров с заказом на создание музыки к балетному спектаклю «Лебединое озеро». Так имея на руках весьма важное поручение Чайковский отправился на отдых в поместье к своему другу, но выполнять его не спешил. Во-первых, Чайковский никогда не писал балетов, а потому ему необходимо было собраться с мыслями, а во-вторых, композитор ещё ранее задумал написать свою «Третью симфонию» и теперь наконец решил осуществить данное намерение. К концу июля симфония была не только написана, но и оркестрована, а в начале августа Пётр Ильич принялся за сочинение «Лебединого озера».

балет «Лебединое озеро»

После окончания отпуска, проведённого в имениях у родственников и друзей, Чайковский к началу сентября вернулся в Москву, чтобы приступить к работе в учебном заведении и газете, но при этом он продолжал без устали корпеть над балетом. Так продолжалось в сентябре и октябре, а вот в ноябре Пётр Ильич неожиданно получил письмо из Санкт-Петербурга от своего хорошего знакомого Николая Бернарда, который ко всему прочему был владельцем солидного издательства. Николай Матвеевич обращался к композитору с просьбой о сочинении дюжины программных фортепианных произведений по уже задуманным заголовкам, в каждом из которых фигурировало название календарного месяца. Издатель пояснял, что композиции должны отображать природный пейзаж либо жанровую картинку, которые бы соответствовали тому или иному сезонному периоду. При этом он дополнял, что данные музыкальные миниатюры будут по графику выходить в журнале «Нувеллист» и  содействовать привлечению новых подписчиков.

 

Поступивший заказ очень заинтересовал Чайковского, и не только потому, что Бернард предложил за сочинение композиций чрезвычайно высокое вознаграждение. Петра Ильича, страстно любившего матушку Русь, всегда вдохновляла родная природа, а также народ с его национальными обычаями. 

Композитор охотно принял это предложение и даже на время приостановил работу над балетом, чтобы написать две первые пьесы, которые являлись жанровыми картинками, отображающими январь и февраль. Затем Чайковский безотлагательно направил произведения издателю, а в сопровождающем послании просил Николая Матвеевича дать достоверную оценку его творениям. Ответа Пётр Ильич не получил, но в декабрьском номере журнала «Нувеллист» прочитал объявление для читателей, которое гласило, что с января они ежемесячно будут знакомиться с новыми пьесами для фортепиано известного композитора Петра Ильича Чайковского.

журнал «Нувеллист»

В будущем 1876 году, как и в предыдущем, творческий график композитора был распределён буквально по часам. Ещё в конце года вместе с братом уехав в Европу, он сначала посетил Германию, далее переехал во Францию, где в первых числах января побывал в Париже в Национальном театре комической оперы на спектакле «Кармен» Жоржа Бизе. Затем Чайковский в срочном порядке выехал в Санкт-Петербург, чтобы успеть на концерт, на котором должен прозвучать его Второй квартет, а следом состояться премьерное исполнение Третьей симфонии. В конце января возвратившись в Москву, Пётр Ильич вернулся к работе в консерватории и продолжил работу над «Лебединым озером». Вскоре от известного дирижёра Ганса фон Бюлова он получил послание – приглашение побывать в Байрейте на премьерном представлении тетралогии Вагнера «Кольцо нибелунга». В том же письме немецкий музыкант восхвалял Чайковского за его Первый квартет, блистательно прозвучавший в Бостоне. Всё это тешило самолюбие Петра Ильича, ведь его популярность стремительно росла за границей.

 

Такое стимулирование творческого воображения подстёгивало Чайковского заниматься сочинительством беспрерывно. В феврале, завершая работу над балетом, он одновременно создавал Третий квартет, но при этом не забывал о заказе Бернарда. К 15 февраля Чайковский отправил в издательство «Март. Песнь жаворонка», к 15 марта – «Апрель. Подснежник», а к середине апреля – «Май. Белые ночи». В итоге читатели «Нувеллиста» регулярно каждый месяц получали ценный подарок и в ответ выражали руководству издательства большую благодарность. Такая признательность ещё более воодушевила Николая Матвеевича и подтолкнула его сделать подписчикам рождественский подарок. К новогодним праздникам они получили красиво оформленный музыкальный альбом, в который вошли все календарные пьесы Петра Ильича Чайковского. Сборник Бернард назвал «Времена года», разукрасил его тематическими картинками, а каждое произведение наделил стихотворными строками - эпиграфами из поэтических творений видных отечественных литераторов.

 

ноты «Белых ночей» Чайковского Нувеллист 

Пётр Ильич Чайковский  

 

Интересные факты

  • Удивительное явление, которое именуется белые ночи, в нашей стране можно увидеть не только в Санкт-Петербурге. Данным чудом можно любоваться в Мурманске, Череповце, Норильске, Вологде, Ханты-Мансийске, Магадане, Северодвинске. Продолжительность белых ночей и время их наступления в разных местах неодинаково и зависит от географической широты, на которой находится тот или иной населённый пункт.
  • Пётр Ильич Чайковский был очень тесно связан с Санкт-Петербургом и о красоте белых ночей знал не понаслышке. В этом городе он провёл юность, учился в консерватории и сочинил свои первые произведения. Так уж случилось, что последние дни своей жизни композитор тоже пребывал в Петербурге и захоронен на Тихвинском мемориальном кладбище.
  • В нынешнее время ни один биограф Чайковского не ответит на вопрос: насколько был большим гонорар, предложенный издателем Петру Ильичу за сочинение пьес из цикла «Времена года»? Письмо, в котором озвучивалась данная сумма было утеряно, но уже то, что композитор, болезненно относившийся к критической оценке своих творений, был готов на любую переделку этих произведений и об этом оповестил Бернарда, говорит о непомерно высоком вознаграждении.
  • Пётр Ильич очень переживал, что из-за слишком насыщенного творческого графика забудет сочинить и отправить в издательство Бернарда очередную календарную пьесу. Композитор просил своего слугу, чтобы тот напоминал ему, что приближается срок создания следующего произведения.
  • Музыкальный журнал «Нувеллист» в России впервые увидел свет в 1840 году и, пользуясь заслуженной популярностью просуществовал более шестидесяти пяти лет. Тридцать лет он выходил под редакцией талантливого музыканта, педагога и владельца солидного издательского дома Матвея Ивановича Бернарда. После кончины Матвея Ивановича руководство издательством и журналом «Нувеллист» перешло к его сыну Николаю, который достойно продолжил дело своего отца.

 

 

Содержание

«Май. Белые ночи». Уже сам заголовок фортепианной миниатюры наводит на вдумчивое размышление. Поскольку в названии пьесы имеет место слово «ночь», значит в нём должны прослеживаться настроения мечтательного ноктюрна – лирического произведения, художественные образы которого связаны с данным временем суток. А это дивные ночные пейзажи и мир романтических грёз, которые навевает человеку чарующая красота родной природы. Впрочем, те ночи, которые Пётр Ильич Чайковский отобразил в композиции, посвящённой последнему весеннему месяцу, весьма необычны: они невероятно красивы и имеют название «Белых». Данное удивительное явление наступает в конце мая, когда преобразования происходят не только в природе, но и в душе человека. Она наполняется мечтательным настроением, а также восторженными эмоциями, которые вызывает великолепие настоящего чуда природы. Вот поэтому певучие строки поэта Афанасия Фета как нельзя лучше подходят в качестве эпиграфа к насыщенному лирикой музыкальному произведению, восхваляющему прекрасный месяц май и удивительные белые ночи.

В композиции «Май. Белые ночи» Пётр Ильич Чайковский не рисует никаких конкретных образов, а только передаёт настроение и волнительное состояние человека. Поначалу это, проявляющиеся от созерцания великолепного весеннего пейзажа, меланхоличные раздумья, а затем восторженно-радостные чувства.

Данное произведение автор заключил в сложную трёхчастную форму и при этом весьма разнообразил тональный план. Так первая и третья части окрашены цветами Соль мажора, а для контрастного среднего раздела композитор выбрал тональность си-минор.

Первая часть миниатюры, размещённая в простой двухчастной форме и включающая два периода, по своему характеру лирическая и мечтательная, а потому темп для неё выбран спокойный – Andantino.Начальный период, имеющий повторное строение и уложенный в музыкальном размере 9/8, открывается нежными переливами, похожими на мягкое арфовое арпеджирование. Такое импровизационное повествование напоминает игру светотеней, воссоздающих пленительное очарование белых ночей. Далее мелодическая линия, имеющая весьма своеобразный ритмический рисунок, волнообразно движется вниз.

В отличие от первого, второе предложение завершается восхождением мелодии вверх и образует небольшую кульминацию, а также подготавливает следующий период. Его музыкальный материал поначалу представлен в весьма далёкой Соль мажору тональности – Си бемоль мажоре, а спускающаяся мелодическая линия охватывает диапазон в несколько октав.

Средний раздел фортепианной пьесы, представляющий собой простую трёхчастную форму, по своему характеру совершенно иной. На смену нежной мечтательности приходит радость и восторг. В музыке меняется всё: тональность (си минор), тактовый размер (2/4) и темп становится весьма оживлённым (allegro giocoso). В дальнейшем интенсивное развитие тематического материала, передающего ощущение полного счастья и включающего в себя выразительную мелодию, украшенную довольно активным аккомпанементом, подводит к кульминации всего произведения. Она начинается с 26-го такта второй части и продолжается 10 тактов, а это накопивший напряжение средний эпизод данного музыкального сегмента. За ним наступает репризный третий раздел, который значительно сокращён и включает в себя всего 13 тактов.

Вслед за тем возвращается мажорная тональность, размер 9/8 и спокойный темп. Автор вновь погружает исполнителей и слушателей в мир грёз и размышлений, то есть начинается третья заключительная часть произведения, в которой повторяется начальный раздел.

«Май. Белые ночи». Эта чувственная фортепианная миниатюра причисляется к самым поэтичным произведениям, входящим в цикл «Времена года». Мелодическая красота и неповторимый лиризм композиции, затрагивая самые тонкие струны человеческой души, воздействует на слушателей и исполнителей как откровенная исповедь и покоряет их своей жизненной силой.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: