П.И. Чайковский «Сентябрь. Охота»
Календарный год во многих странах мира принято делить на четыре сезона: зима, весна, лето и осень. Каждый из этих периодов хорош по-своему. Зимой мы любуемся искрящимся на солнце снегом и одетым в белый наряд спящим лесом, веселясь катаемся на лыжах и санках. Весна нас радует пробуждением природы от зимней спячки и появлением первоцветов. Лето мы любим за солнечную погоду, за сладкие ягоды, за тёплую воду в озере или речке, а осень восхищает всех празднично одетыми в яркую разноцветную листву деревьями и созревшими вкусными фруктами. Впрочем, именно осенний сезон более всего воодушевлял композиторов, художников и поэтов на создание бесценных шедевров. Так великий Пётр Ильич Чайковский в своём знаменитом фортепианном цикле «Времена года» посвятил данному времени года три композиции и в первой из них, которую озаглавил «Охота», отобразил прекрасный месяц сентябрь.
Историю создания фортепианной пьесы «Сентябрь. Охота», содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
История создания
Ввиду различных обстоятельств, осень 1875 года Пётр Ильич Чайковский, в то время вступивший в пору полного расцвета своих творческих сил, вынужден был провести в Москве. Всякого рода музыкально-общественная деятельность, работа в консерватории и газете «Русские ведомости», а также сочинение балета «Лебединое озеро», заказ на который композитор получил ещё в мае, занимали всё его время. Впрочем, как часто бывает у завоевавших признание композиторов, предложения о сочинении новых произведений к нему поступали с завидной регулярностью. Так в середине ноября Пётр Ильич получил послание от владельца, располагавшегося в Петербурге, ежемесячного нотного журнала «Нувеллист» Николая Матвеевича Бернарда. Музыкальный издатель обращался к композитору с просьбой написать пьесы для исполнения на фортепиано по уже придуманным заголовкам. Композиций должно быть ровно столько, сколько месяцев в году, то есть двенадцать, и они с регулярной периодичностью в течение года будут печататься в журнале. Чайковский не мог отказать Николаю Матвеевичу. Во-первых, они были в дружеских, отношениях, а во-вторых, издательство Бернарда постоянно печатало романсы Петра Ильича. К сожалению, письмо Николая Матвеевича не сохранилось, но из ответа Чайковского, которое он отравил 24 ноября, мы узнаём, что за эту работу композитору был предложен весьма высокий гонорар.
Пётр Ильич, сам заинтересовавшись таким необычным заказом, без промедления приступил к сочинению пьес и в середине следующего месяца отправил в издательство два первых произведения, которые сопроводил письмом. В нём композитор выражал беспокойство по поводу того, что его пьесы могут показаться не только длинными, но и скучными. Впрочем, опасения Чайковского оказались напрасными. Произведения издателю очевидно понравились, так как в декабрьском выпуске журнала «Нувеллист» был напечатан анонс о том, что в следующем году подписчики издания каждый месяц будут знакомиться с новой фортепианной пьесой композитора Петра Ильича Чайковского. Своё обещание издательство выполнило, и в первом выпуске журнала 1876 года была напечатана пьеса «Январь. У камелька».
Следующий год у Чайковского был весьма насыщенным. Сначала Пётр Ильич побывав в Париже, впечатлялся оперой «Кармен» композитора Жоржа Бизе, далее заглянул в Петербург и побывал на концертах, где звучали его произведения: Третья симфония и Второй квартет. Затем он вернулся в Москву, чтобы продолжить педагогическую деятельность в консерватории и закончить партитуру «Лебединого озера». Летом Чайковский побывал Байрёйте, познакомился с Ференцом Листом, а также Рихардом Вагнером и побывал на премьере его тетралогии «Кольцо нибелунга». Из всего вышеописанного следует, что у Петра Ильича был весьма плотный творческий график, но несмотря на это он со всей ответственностью без задержки выполнял обязательства данные журналу «Нувеллист». Из разных городов каждый месяц композитор отсылал в издательство новые пьесы, которые печатались в соответствии с намеченным графиком, а именно полным циклом годичного круга.
Исходя из биографических данных Чайковского, «Сентябрь. «Охоту» он сочинил после того, как 7 августа 1876 года покинул Нюрнберг, а 11 августа приехал в поместье своей сестры Александры Ильиничны, но поселился не в Каменке, а в селе Вербовка, тоже находящемся в собственности семье Давыдовых. Весь фортепианный цикл, озаглавленный Николаем Матвеевичем Бернардом «Времена года» был напечатан в конце года. Обложку сборника украсили дюжиной картинок-медальонов, а перед каждым произведением был вставлен поэтический эпиграф из произведений русских литераторов. Такое оформление автору видимо очень понравилось, так как следующие издания печатались без каких-либо изменений.
Интересные факты
- Издательская фирма «Нувеллист», заказавшая Петру Ильичу Чайковскому цикл фортепианных пьес, который впоследствии получил название «Времена года», была создана Бернардом Матвеем Ивановичем в Петербурге в 1829 году. Специализируясь на нотной литературе, фирма так творчески подходила к подбору издаваемых произведений, что получила заслуженное признание не только в России, но и за её рубежами. Особенно ценилась новаторская деятельность «Нувеллиста» по отношению к маленьким музыкантам, так как выпускаемый фирмой педагогический репертуар делал процесс обучения детей более приятным и привлекательным.
- Насколько был высок гонорар, предложенный издателем Петру Ильичу Чайковскому за двенадцать фортепианных пьес, сегодня таких сведений не сохранилось. Видимо цена была слишком велика, если композитор в сопроводительном письме с первыми пьесами просил Бернарда искренне высказать своё мнение об этих произведениях и, если Николаю Матвеевичу композиции не понравятся, он обязуется сочинить их заново.
- Как и было обещано подписчикам журнала «Нувеллист», с начала 1876 года в издании печатались пьесы Петра Ильича Чайковского, каждая из которых соответствовала наступившему месяцу. Данным композициям выделялась почётная первая страница, не повезло лишь сентябрьской «Охоте». В том номере почётного места удостоилась «Сербская походная песня», в переложении для фортепиано композитора В.И. Главвача. Таким образом издательство поддержало антитурецкое восстание в Герцоговине.
- «Охота», как и другие пьесы из цикла «Времена года» пользуется большой популярностью. Сегодня её можно услышать не только в исполнении на фортепиано, но и переложении для ансамблей самых разных составов. Однако стоит отметить, что она особо эффектна в звучании симфонического, духового и народного оркестров.
- Пётр Ильич Чайковский был равнодушен к азартной помещичьей забаве, но очень любил «тихую охоту», то есть бродить по лесу и собирать грибы. Поэтому в композиции, проиллюстрировавшей сентябрь, он отобразил не собственные впечатления, а страницы из произведений русских писателей Л.Н. Толстого и И.С. Тургенева, на которых колоритно описывалось это шумное барское развлечение.
Содержание
«Сентябрь. Охота». Это девятая пьеса из цикла Петра Ильича Чайковского «Времена года», но первая композиция, которая в знаменитом фортепианном сборнике иллюстрирует осенние месяцы. Поскольку каждое произведение издания имеет эпиграф, то для этой пьесы были выбраны весьма подходящие поэтические строки великого Александра Сергеевича Пушкина, которыми он открыл свою поэму «Граф Нулин». Это четверостишие устанавливает для пьесы «Охота» определённую программу, помогающую исполнителям и слушателям нарисовать в своём воображении жанровую сценку, отображённую композитором в сентябрьской пьесе. Охота - азартное барское развлечение было любимой помещичьей забавой, сопровождающейся шумной и радостной суматохой. Призывная перекличка охотничьих рогов, звонкий лай собак – всё это возбуждало участников осенней потехи, требующей от них силы, мужества и сноровки.
Яркий и динамичный «Сентябрь» воспринимается слушателем на одном дыхании. Темпераментный блеск пьесе придаёт тематический материал, основанный на звукоизобразительном приёме - подражание звучанию охотничьих рогов.
Композиция, написанная в тональности Соль мажор и четырёхдольном размере, как и другие пьесы цикла, заключена в трёхчастную форму. Она открывается призывным сигналом, имитирующем звук егерского горна. Затем на его основе автор разработал музыкальный материал, насыщенный пунктирными ритмическими фигурами. Его острый ритм с вкраплением триолей, воспроизводя дружный топот лихих скакунов, отображает быструю скачку. Всё это звучит на форте и в темпе Allegro non troppo. Необходимо отметить, что Чайковский применил здесь особый язык, которые европейские композиторы наработали для так называемой охотничьей музыки. В средней части пьесы характер музыки заметно меняется, в ней автор отображает процесс выслеживания дикого зверя. Динамика с forte переходит на piano и преобладающим становится триольный ритмический рисунок. Следующий далее заключительный раздел с небольшими изменениями повторяет тематический материл первой части, однако звучит она более насыщено и даже восторженно победно.
«Сентябрь. Охота». Эта красочная композиция из фортепианного цикла «Времена года» наглядно демонстрирует композиторское мастерство и фантазию великого Петра Ильича Чайковского. Стоит отметить, что гениальный автор в ней не просто колоритно отразил жанровую сценку, но как во многие другие свои произведения вложил и философский подтекст: жизнь неумолимо бурным потоком несётся вперёд и остановить его не могут никакие силы.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: