П.И. Чайковский «Декабрь. Святки»

 

Декабрь. Этот открывающий зиму, но завершающий год двенадцатый месяц календаря, многие считают сказочным. И это не только потому, что природа одевается в роскошный белоснежный наряд, который искрясь на зимнем солнце, поражает своим великолепием. Декабрь – месяц весёлых забав, ведь в это время, заряжаясь хорошим настроением, можно задорно кататься на лыжах, коньках и санках, а самое главное декабрь - пора самых весёлых и волшебных праздников: Нового года и Рождества. Вот именно такой возвышенно восторженный настрой великий Пётр Ильич Чайковский отразил в своей фортепианной композиции «Декабрь. Святки», явившейся яркой иллюстрацией последнего месяца календарного года.

Историю создания фортепианной пьесы «Декабрь. Святки», содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

 

 

 

История создания

В середине семидесятых годов творческий тонус Чайковского отмечался весьма высоким уровнем. В 1874 году из-под его пера вышел оперный спектакль «Кузнец Вакула», а следом за ним Первый фортепианный концерт. Далее, в начале 1875 года, Петр Ильич своё композиторское внимание уделил сочинению шести вокальных миниатюр, так как романсы приносили ему хороший финансовый доход, а летом углубился в создание Третьей симфонии. Интенсивно занимаясь композицией, Чайковский успевал уделять внимание общественной деятельности и преподавательской работе в Московской консерватории. Такая напряжённая творческая жизнь способствовала быстрому росту его популярности и соответственно увеличению композиторских заказов, которые порой были весьма неожиданными. Например, весной того же года от дирекции императорских театров Чайковский принял предложение сочинить музыку к балету «Лебединое озеро».

П.И. Чайковский балет «Лебединое озеро»

Всё дело в том, что до этого Пётр Ильич писал музыку только к операм, но теперь он был вынужден попробовать себя в новом жанре. При этом той же осенью композитор получил заказ, который вызвал у него невероятный интерес. Глава петербургского нотного издательского дома Николай Матвеевич Бернард просил Чайковского за весьма высокий гонорар сочинить двенадцать программных фортепианных пьес по уже придуманным заголовкам. В письменном послании издатель пояснял Петру Ильичу, что каждая композиция должна отображать природную зарисовку или жанровую картинку, соответствующую определённому календарному месяцу. Произведения, в качестве приятного сюрприза подписчикам, должны выходить ежемесячно в качестве приложения к журналу «Нувеллист».

журнал «Нувеллист»

Долго не раздумывая, Чайковский приступил к сочинению первоначальных пьес, а закончив их сразу выслал Николаю Матвеевичу в Петербург с сопровождающим письмом. В своём послании Пётр Ильич, беспокоясь о том, что композиции могут показаться длинными и унылыми, просил издателя напрямик высказать откровенное мнение о его сочинениях. Однако такое волнение видимо оказалось излишнем, так как уже в декабрьском выпуске «Нувелиста» была напечатана информация о том, что со следующего месяца читателям журнала в приложении для ознакомления будет предоставляться новое фортепианное произведение известного композитора Петра Ильича Чайковского. Это обещание было выполнено и в первом выпуске «Нувеллиста» за 1876 год была напечатана фортепианная композиция, озаглавленная «Январь. У камелька».

Следующий 1876 год в планах Петра Ильича был расписан до мелочей. В январе композитор рассчитывал побывать в Париже на опере Жоржа Бизе «Кармен», а затем срочно вернуться в Россию, поскольку в Петербурге предполагалось исполнение его Второго квартета и Третьей симфонии. После этого Чайковский должен был вернуться в Москву, где Петра Ильича ждала работа в консерватории и неоконченная партитура «Лебединого озера». Весь намеченный композитором творческий график выполнялся строго по намеченному плану. Впрочем, где бы Чайковский не находился, он всегда помнил о своих обязательствах перед издательством Бернарда и ежемесячно отправлял в Петербург вновь сочинённую фортепианную композицию.

 

К примеру, в сентябре и октябре Пётр Ильич усердно работал над фантазией «Франческа да Римини», тем не менее запланированную пьесу «На тройке» в издательство он отправил вовремя. В ноябре Чайковский был занят премьерной постановкой оперы «Кузнец Вакула», однако заключительное двенадцатое произведение «Декабрь. Святки.» Бернарду он предоставил в намеченный срок.

Вероятно, творческий эксперимент издателя с произведениями Чайковского получил восторженное одобрение, так как Николай Матвеевич принял решение преподнести читателям журнала «Нувеллист» рождественский подарок. В декабре каждый из подписчиков в качестве сувенира получил привлекательно оформленный сборник музыкальных пьес под заголовком «Времена года». Все произведения в нём предварялись эпиграфами - поэтическими строками из произведений русских литераторов, а обложка была украшена двенадцатью небольшими овальными картинками, тоже отражающими содержание миниатюр.

 

ноты «Святок» Чайковского Нувеллист 

Пётр Ильич Чайковский  

 

Интересные факты

  • Святки. Это особые двенадцать дней в году, которые начинаются в Рождественский сочельник, а именно с момента появления на небе первой звезды и продолжаются до Крещения, то есть Водосвятного праздничного молебна. В связи с этим в народе говорили, что Святки продолжаются «от звезды и до воды». Рождество Христово и Крещение Господне на Руси являлись самыми почитаемыми и любимыми зимними праздниками, во время которых люди не работами, а щедро угощались и от всей души веселились. Любимой забавой православного народа в эти «святые дни» был обряд колядования, а также катание на санях и гадание.
  • На Руси верили, что во время Святок души умерших возвращаются в мир живых, да к тому же и нечистая сила устраивает настоящий разгул. Первую «святую» неделю, то есть от Рождества до Нового года, именовали «святыми вечерами», а вторую - «страшными вечерами». Именно этот период считали магическим временем, идеальным для гаданий, ведь люди всегда хотели знать, что их ждёт впереди. Например, гадали о будущем урожае, об удаче в делах, а девушки ворожили на своих суженых.
  • Журнал «Нувеллист» был создан в 1840 году главой крупной петербургской издательской фирмы Бернардом Матвеем Ивановичем, который ко всему получил признание у своих соотечественников, как талантливый композитор, пианист и педагог. Однако особая заслуга Матвея Ивановича заключалась в том, что он первый в России в своём издательстве начал печатать такие произведения для юных музыкантов, которые процесс обучения игре на инструментах сделали более привлекательным и результативным.
  • После ухода из жизни Бернарда Матвея Ивановича нотное издательство и журнал «Нувеллист» перешли по наследству его сыну Николаю Матвеевичу, который явился достойным преемником дела отца. Своими интересными идеями он обогатил содержание журнала, чем способствовал большей популяризации издания и увеличению количества постоянных читателей. Это по убедительной просьбе Николая Матвеевича Чайковский сочинил двенадцать календарных пьес, которые впоследствии были объединены в цикл «Времена года».
  • Такие заказы, как сочинение фортепианных пьес, вошедших впоследствии в цикл «Времена года», Чайковский называл «денежными». В 1876 году композитор ещё не имел финансовой поддержки от Надежды фон Мекк, а потому он с удовольствием принимал предложения, приносившие ему средства к существованию, особенно если они оплачивались также щедро, как это сделал Николай Матвеевич Бернард.

 
 

 

Содержание

«Декабрь. Святки.» Этой грациозной и жизнеутверждающей композицией Чайковский завершает свой знаменитый цикл фортепианных пьес - своеобразный музыкальный календарь, который впоследствии получил весьма подходящее для него название «Времена года».

Святки – это всеми любимый праздник, который в России с нетерпением ждали люди всех сословий: и простой народ, и дворяне. Возникает вопрос: почему эту композицию Пётр Ильич сочинил в жанре вальса, а не использовал в качестве тематического материала мотивы святочных песен и хороводов. Дело в том, что читателями журнала «Нувеллист» были образованные люди и в их среде вальс был танцем, который пользовался большой популярностью и являлся символом домашних праздников.  Уютная обстановка, красиво украшенная Рождественская ёлка, приятные и волнительные ожидания чего-то необычного и удивительного, а также нежно звучащий вальс – всё это создавало жизнерадостное настроение и усиливало торжественность праздника. Необходимо отметить, что неотъемлемой частью весёлых рождественских дней были Святочные гадания, которые давали возможность заглянуть в будущее. Вероятно, поэтому эпиграфом для декабрьской пьесы Чайковского были выбраны поэтические строки В. Жуковского из его романтической баллады «Светлана».

Этот праздничный, но в то же время окрашенный мечтательностью вальс Пётр Ильич заключил в сложную трёхчастную форму. Чтобы отразить в композиции светлое настроение он использовал мажорный лад, но не одну тональность, а две: первая бемольная - Ля-бемоль мажор, вторая диезная - более светлый по окрасу Ми мажор.

Первая часть композиции, представленная в простой трёхчастной форме, начинается с мелодической линии, включающей в себя короткие ласковые трёхзвучные мотивы, которые двигаясь вверх, постоянно прерываются паузами. Всё это выразительно звучит на фоне лёгкого вальсового аккомпанемента. Далее образ, задуманный автором, элегантно продолжает воплощаться в струящемся среднем разделе первой части произведения. Его немного оживлённая музыка напоминает красивое нежное кружево и звучит как танец снежинок за украшенным морозом зимним окном. Затем вновь возвращается красивая и завораживающая первоначальная тема.

Среднюю часть произведения композитор обозначил как трио.  Его автор, просветляя и освежая мелодический материал, наполнил импровизационностью, заменил Ля-бемольный мажор на диезный Ми мажор, а гармонический склад поменял на полифонический. Синкопированным ритмом и неоконченными фразами в верхнем голосе он придал мелодии особую загадочную экстравагантность. Видимо именно в этом разделе автор хотел проиллюстрировать рождественские святочные гадания.

Затем за третьей частью, репризно повторяющей первую, органично вытекает кода. В её музыке господствуют начальные трёхзвучные мотивы, звучащие как вопросы, на которые нет ответа. Завершающие композицию и исполняемые на стаккато три аккорда, весьма напоминают многоточие, и оставляют впечатление какой-то недосказанности.

 

«Декабрь. Святки» Эта наполненная светом чудесная композиция, в своё время признанная музыкальным символом российской дворянской жизни, имеет невероятную популярность и в нынешнее время. Секрет произведения заключается в том, что ясность и красота его музыкального материала с первых звуков проникает в самое сердце и завораживающе действует на души слушателей.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: