П.И. Чайковский «Январь. У камелька»

 

Январь. Этот первый месяц календарного года является вершиной и можно даже сказать сердцем зимы, которая в данное время предстаёт во всей своей красе. Деревья одеваются в переливающийся на солнце хрустальный наряд, сверкающий лёд сковывает реки и озёра, а поля и луга покрываются белоснежным пушистым одеялом. Вся природа засыпает, чтобы в таком бесчувственном сонном состоянии пережить суровые крещенские морозы. При всём при этом, как приятно в такой холодный день с чашечкой горячего чая уютно расположиться возле домашнего камина, в котором весело потрескивают сухие берёзовые поленья и предаться светлым воспоминаниям. Вот именно такое романтическое настроение отобразил гениальный Пётр Ильич Чайковский в фортепианной композиции «Январь. У камелька», вошедшей в знаменитый цикл «Времена года».

Историю создания фортепианной пьесы «Январь. У камелька», содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

 

 

 

Краткая история

Уже в начале семидесятых годов Пётр Ильич Чайковский слыл весьма именитым композитором.  К тому времени из-под его пера вышло множество получивших признание разножанровых произведений, среди которых оперы, симфонии, различные оркестровые сочинения и большое количество прекрасных вокальных миниатюр. Успехи на композиторском поприще, которые активно поддерживались широким распространением его музыки за пределами России, вдохновляли Петра Ильича на создание новых музыкальных творений. Так в 1874 году за два летних месяца он написал конкурсную оперу «Кузнец Вакула», а за последние три недели ноября и первые три недели декабря сочинил свой знаменитый Первый фортепианный концерт, который немецкий пианист, композитор и дирижер Ганс фон Бюлов назвал «настоящим сокровищем». Следующий 1875 год тоже был наполнен грандиозными творческими планами, которые начали осуществляться с сочинения «Меланхолической серенады», адресованной талантливому венгерскому скрипачу Леопольду Ауэру. Затем Чайковский, для поправки своего финансового положения написал шесть вокальных миниатюр, а вскоре узнав, что его «Кузнец Вакула» победил в конкурсе оперных работ, весьма окрылённый, дал согласие на предложение дирекции императорских театров сочинить балет «Лебединое озеро». Для Петра Ильича это был не совсем обычный заказ. Важно отметить, что до этого композитор сочинял только оперы, однако работа в новом жанре и создание музыки к балетному спектаклю ещё больше удовлетворило бы его композиторское самолюбие.

П.И. Чайковский балет «Лебединое озеро»

И вот такая интенсивная композиторская деятельность Чайковского удачно сочеталась с его преподавательской работой в Московской консерватории, к которой сам композитор относился весьма двояко. Иногда педагогика его раздражала, но порой спасала от всякого рода нервных расстройств, если кто-то слишком критично высказывался в адрес его вновь появившегося творения.

Из всего высказанного следует, что жизненный и творческий график Петра Ильича был очень насыщенным, однако это только способствовало большому росту популярности композитора и соответственно увеличению музыкальных заказов, которые иногда были довольно неожиданными. К примеру, в последний осенний месяц 1875 года Чайковский получил послание из Петербурга от своего хорошего друга Николая Матвеевича Бернарда. Глава петербургского нотного издательского дома обратился к нему с просьбой: по уже придуманным названиям сочинить двенадцать программных пьес, каждая из которых должна соответствовать конкретному календарному месяцу. Эти произведения будут ежемесячно печататься в журнале «Нувеллист» и станут приятным сюрпризом для подписчиков издания. Данное предложение пришлось Чайковскому по душе и не только потому, что в природных пейзажах и жанровых картинка расписанных музыкальными звуками, он мог ярко проявить свою композиторскую фантазию. Господин Бернард посулил Петру Ильичу за сочинённые композиции чрезвычайно высокий гонорар.

Петр Ильич Чайковский

К сочинению первых двух фортепианных миниатюр композитор приступил без промедления, а завершив их сразу отослал издателю с сопроводительным письмом, в котором проявлял беспокойство и просил Николая Матвеевича откровенно высказаться о пьесах.  Видимо такое волнение было излишнем, поскольку уже в декабрьском выпуске «Нувеллиста» подписчики прочитали анонс о том, что начиная с января в журнале каждый месяц будет печататься произведение знаменитого композитора Петра Ильича Чайковского.

 

Первой пьесой, напечатанной в январском номере, было произведение с соответствующим названием «Январь. У камелька». Затем в течение всего года Чайковский сочинял и в срок отправлял Бернарду заказанные композиции, которые в журнале выходили по намеченному графику. Данный творческий эксперимент издателя пришелся по душе читателям журнала и получил всеобщее одобрение любителей домашнего музицирования. В ответ на такой благоприятный отклик Николай Матвеевич решил подписчикам сделать рождественский подарок: каждый из них с последним номером журнала получил сборник с двенадцатью фортепианными пьесами Петра Ильича Чайковского. Музыкальный альбом, озаглавленный «Времена года», был красиво украшен картинками-медальонами, а пьесы предварялись поэтическими эпиграфами из известных произведений выдающихся русских литераторов.

 

ноты «У камелька» Чайковского Нувеллист 

Пётр Ильич Чайковский  

 

Интересные факты

  • Камелёк. Ранее в России это слово широко употреблялось как в богатых дворянских усадьбах, так и в простых крестьянских жилищах. Однако в господских домах камельком именовали небольшой камин, возле которого уютно устраивались, чтобы почитать книгу или скоротать время за дружеской беседой, а в сельских избах так называли очаг, приспособленный не только для обогрева домашнего помещения, но и приготовления пищи.
  • Основателем журнала «Нувеллист», впервые вышедшем в 1840 году, был глава солидной петербургской издательской фирмы Бернард Матвей Иванович. У своих соотечественников он получил признание не только как талантливый композитор и пианист, а также музыкальный педагог. Используя свои издательские возможности Бернард первым в России стал печатать для юных музыкантов привлекательные композиции, которые сделали процесс обучения не только более увлекательным, но и результативным.
  • Достойным наследником издательского дела Матвея Ивановича Бернарда стал его сын Николай Матвеевич. Интересные идеи преемника, обогатившие содержание журнала «Нувеллист», значительно увеличили тираж издания и количество подписчиков. К примеру, двенадцать пьес, заказанных Бернардом композитору Петру Ильичу Чайковскому, которого в России очень любили, изрядно повысили популярность издания и прибыль от его продаж.
  • Насколько была высока цена за сочинение двенадцати календарных пьес сегодня узнать невозможно, так как письмо издателя к Чайковскому к большому сожалению было утеряно. Но видимо гонорар был настолько высоким, что сам композитор в ответном послании называл его «страшно» большим и просил не церемониться если хоть одна пьеса не понравится: он готов к любым изменениям и даже пересочинению произведений заново.
  • Переложение композиции «Январь. У камелька», как и других композиций, входящих в фортепианный цикл «Времена года», в нынешнее время сделано для ансамблей разных инструментальных составов, однако особо завораживающе она звучит в исполнении симфонического или народного оркестра.

 

 

Содержание

«Январь. У камелька».  К данной композиции владелец журнала «Нувеллист» Николай Матвеевич Бернард эпиграфом избрал строфу из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Мечтатель». Эти выразительные поэтические строки тонко отражают умиротворённое настроение, которое Чайковский изобразил в обаятельной музыке этой фортепианной миниатюры. Программное название и элегически-мечтательный характер произведения в воображении рисует небольшую уютную комнату, в которой особое внимание привлекает горящий камелёк. Спокойно-повествовательная мелодическая линия произведения, изобилующая повторяющими фразами, своим звучанием напоминает человеческую речь - размеренный душевный разговор, а возможно это просто размышления человека, удобно устроившегося в кресле и задумчиво наблюдающего за игрой пламени в камине.

Чайковский, чтобы передать в произведении задуманный им лирический и даже немного загадочный образ, в качестве основной тональности использовал удивительно ясный и комфортный Ля мажор, трёхдольный размер и темп Moderato semplice ma espressivo. Музыкальный материал автор заключил в сложную трёхчастную форму, в которой крайние разделы тоже имеют трёхчастное строение, а вот средняя часть содержит лишь два раздела.

 Композиция открывается выразительной темой, звуки которой плавно переходят от одного к другому. Мелодию, наполненную меланхолией и глубокой задумчивостью, Чайковский разделил на короткие фразы и сопроводил мягким аккомпанементом, пластичные голоса которого поддерживают настроение безмятежности. В следующем далее среднем разделе автор выделил из главной мелодии некоторые мотивы, а затем поделил их на звучащие вопросительно коротенькие попевки. Ответ на них композитор даёт в первоначальной песенной фразе пьесы, которая вновь появляется в третьем, значительно сокращённом репризном разделе.

В средней части пьесы настроение музыкального материала пьесы заметно меняется. Он становится более оживлённым и взволнованным. Впрочем, короткий нисходящий мотив в обрамлении переливающихся арфообразных пассажей, хоть и звучит как новая идея, но в то же время находится в художественном согласии с музыкой первой части. Тематический материал среднего раздела, активно развиваясь и наполняясь романтической выразительностью, проводится дважды, а в итоге завершается паузой, над которой нависла фермата. Это даёт возможность мысленно перестроиться и вернуться к задумчивому и спокойному характеру репризной части.

Третья часть пьесы практически без изменений, за исключением завершающих пяти тактов, повторяет первую, только звучит она более динамично, так как является кульминационной. Всё произведение завершается небольшой кодой, построенной на материале арфовых переливов среднего раздела.

 
 

«Январь. У камелька». Эта, наполненная искренней душевностью фортепианная композиция, как и другие пьесы Петра Ильича Чайковского, составляющие цикл «Времена года», в нынешнее время пользуется безмерной популярностью. Секрет заключается в том, что возвышенный склад её музыкального материала с первой ноты проникает в человеческие сердца и наполняет их невероятным волшебным очарованием.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


П.И. Чайковский «Январь. У камелька»