Пётр Ильич Чайковский «Осень»
«Времена года». Эта излюбленная творческими людьми тематика во все времена привлекала не только художников и поэтов, но и композиторов разных стилей и направлений. Произведения с таким названием мы встречаем у многих великих музыкальных сочинителей, среди которых Антонио Вивальди, Йозеф Гайдн, Александр Глазунов, Джон Кейдж, Астор Пьяццолла и, несомненно, всем хорошо известны «Времена года», созданные вдохновенным гением Чайковского. Двенадцать незамысловатых, но трогательных музыкальных картинок, покоряющих искренностью и очаровывающим лиризмом, в которых в соответствии с каждым месяцем красочно иллюстрируется то или иное время года. Сегодня наш разговор пойдёт об осеннем периоде, который в цикле Петра Ильича представлен тремя композициями: «Сентябрь. Охота», «Октябрь. Осенняя песнь» и «Ноябрь. На тройке».
Историю создания фортепианных пьес, живописно отображающих осень в цикле П.И. Чайковского «Времена года», а также интересные факты и содержание этих произведений читайте на нашей странице.
История
Различные обстоятельства, а помимо того загруженность педагогической работой в консерватории обязывала Чайковского осень 1875 года провести в Москве. Композиторское внимание Петра Ильича в то время было обращено на создание балета «Лебединое озеро», заказ на который он получил минувшей весной. Однако, как нередко бывает у получивших признание композиторов, не успел маэстро закончить одно произведение, но уже принял предложение на создание следующего.
В ноябре в письме к Чайковскому обратился владелец петербургского музыкального нотного ежемесячного журнала «Нувеллист» Николай Матвеевич Бернард. Издатель просил композитора сочинить двенадцать пьес для фортепиано по придуманным им заглавиям, которые опубликовались бы в журнале ежемесячно и составляли цикл полного годичного круга.
Из этого следовало, что Петру Ильичу по уже уготованной программе, которая пришлась ему по душе, оставалось лишь сочинить музыку. Отказать Бернарду композитор не мог. Во-первых, взаимоотношения Чайковского с семьёй издателя журнала, в котором с 1973 года неоднократно печатались его романсы, были весьма дружескими. А во-вторых, гонорар, предложенный Петру Ильичу за эту работу, превзошёл все ожидания.
К сочинению фортепианных пьес композитор приступил незамедлительно и уже в середине декабря отправил Николаю Матвеевичу первые два произведения с сопроводительным письмом, в котором проявлял беспокойство о том, что композиции могут показаться негодными и скучными. Однако произведения заказчику понравились, так как через несколько дней в очередном номере подписчиков журнала оповестили о том, что в грядущем году в каждом выпуске будет печататься новая фортепианная пьеса композитора Чайковского, которая по названию и содержанию будет соответствовать месяцу выхода периодического издания. И как было обещано редакцией, первое произведение увидело свет в январском выпуске.
1876 год был у Чайковского предельно насыщенным. В январе он побывал в Париже, где весьма впечатлился оперой Жоржа Бизе «Кармен». В августе посетил Байрёйт и там познакомился с Рихардом Вагнером и Ференцом Листом. Однако, несмотря на плотный творческий график, Пётр Ильич строго выполнял свои обязанности перед журналом «Нувеллист» и где бы не находился, без задержки отправлял в Петербург заказное новое сочинение. Месяц за месяцем в издании печаталась очередная композиция, сюжет-программа которой соответствовала текущему временному периоду. Так, в соответствии с графиком композитор сочинил три осенних произведения: «Сентябрь. Охота», «Октябрь. Осенняя песнь» и «Ноябрь. На тройке». Необходимо также отметить, что в сентябрьском выпуске музыкального журнала появился анонс о том, что подписчики по окончанию года в качестве поощрения получат сборник всех двенадцати произведений. Обещание редакции журнала было исполнено, и в конце 1876 года был напечатан цикл фортепианных пьес, который Бернард сам озаглавил как «Времена года».
Помимо того, по инициативе Николая Матвеевича обложка сборника была украшена двенадцатью картинками – медальонами, а каждая композиция сопровождалась поэтическими эпиграфами из произведений русских поэтов. По видимому эта идея редактора Петру Ильичу Чайковскому понравилась, так как все последующие издания выпускались в таком изначальном виде.
Интересные факты
- Музыкально-издательская фирма «Нувеллист», которая сделала заказ Петру Ильичу Чайковскому на создание цикла «Времена года», была основана в 1829 году Матвеем Ивановичем Бернардом и специализировалась на фортепианной нотной литературе. Своей добросовестностью она заслужила широкое признание как в России, так и за её пределами. В издательстве печаталось весьма много педагогического репертуара для детей младшего возраста, что способствовало изживанию преобладающих в то время рутинных, скучных приёмов при обучении игре на фортепиано.
- В 1876 году все номера журнала «Нувеллист» открывались новыми фортепианными пьесами П.И. Чайковского, которые впоследствии составили цикл «Времена года», исключение составило только сентябрьское издание. На первой странице данного выпуска была опубликована «Сербская походная песня», переложенная для фортепиано композитором В.И. Главачом. Это был отклик на поддержку антитурецкого восстания в Герцеговине.
- Н.М. Бернард предложил Чайковскому за цикл из двенадцати фортепианных произведений настолько высокий гонорар, что в сопровождающем первые две пьесы письме Пётр Ильич просил издателя откровенно высказать своё мнение о новых сочинениях, и если они не понравятся, то композитор обязуется их пересочинить.
- Переложения произведений из фортепианного цикла «Времена года», в том числе «Охоты», «Осенней песни» и «На тройке» сегодня сделаны для многих инструментов и ансамблей разных составов. Кроме того они завораживающе звучат в исполнении симфонического и народного оркестров.
- Музыкальный фестиваль «Кружева», проходивший в Вологде в 2016 году, особенно запомнился участникам и гостям мероприятия тем, что на нём одно из самых популярных произведений русской музыкальной классики «Осенняя песнь» Петра Ильича Чайковского из цикла «Времена года» было исполнено в шести вариантах.
- П.И. Чайковский «Времена года» 12 характерных картин для фортепиано.
Содержание «Осени» Чайковского
Осень. Эта особенная пора времени года постоянно привлекает поэтов, художников и композиторов своей необычайной красотой искрящихся золотых красок. Как было сказано выше, в цикле Чайковского она представлена тремя пьесами: «Сентябрь. Охота», «Октябрь. Осенняя песнь» и «Ноябрь. На тройке». В данных музыкальных зарисовках Пётр Ильич во всей красе ярко изобразил не только изменения в природе, но и душевное состояние и чувства человека, испытываемые им в данное время года.
Первая пьеса, открывающая осенний период и иллюстрирующая месяц сентябрь называется «Охота». Её предваряет эпиграф из произведения А.С. Пушкина «Граф Нулин». Эта яркая жанровая сценка, отображающая азартную барскую забаву, столь популярную в дворянских усадьбах в девятнадцатом веке. Охота была любимым занятием владельцев поместий, так как проходила шумно, с радостной суетой, с призывной перекличкой рогов, звонким лаем своры собак, а самое главное требовала от участников ловкости и силы. Вот такую осеннюю потеху господ и рисует Чайковский в музыке «Сентября».
«Охота» написана в четырёхдольном размере, тональности Соль мажор, и как другие композиции, входящие в цикл «Времена года» имеет трёхчастную форму. Выразительная и живописная, насыщенная звукоизобразительными приёмами, она начинается с призывного сигнала охотничьего рога, а затем, имитируя чеканный топот копыт резвых лошадей, рисует стремительную скачку. Чайковский применяет здесь язык, наработанный европейскими композиторами, присущий так называемой охотничьей музыке. Он насыщает произведение обилием пунктирных ритмических фигур, а также своеобразными гармоническими составляющими, демонстрирующими удивительное мастерство и фантазию композитора.
В крайних частях произведения Пётр Ильич рисует оживлённую подготовку и выезд на охоту. В среднем разделе характер музыки немного меняется, так как отображает процесс выслеживания и погоню за диким зверем.
«Охота» (слушать)
Вторым произведением, воспевающим красоту природы, переливающуюся роскошным многоцветием осенней поры, является «Октябрь. Осенняя песнь». Эта композиция в фортепианном цикле Чайковского занимает особенное место, так как своеобразным образом подводит итог жизни природы, которая поначалу увядает, а затем будто-то бы умирает. К тому же заунывный дождик вынуждает печалиться по прошедшему лету, как символу активной жизни. В это время грустное настроение царит и в душах людей, поэтому музыка пьесы окрашена колоритом меланхолии и светлой тоски.
Данная композиция, написанная Чайковским в тональности ре минор, четырёхдольном размере и трёхчастной форме, является ярким примером характерной для композитора мелодизации, которой он весьма искусно наделяет фортепианную фактуру. В результате музыкальный материал произведения, представляет собой красивое кружевное сплетение самостоятельных голосов.
Открывающее «Осеннюю песнь» музыкальное предложение пропитано грустью и интонациями вздохов. Затем в следующем построении к первоначальной теме, которая теперь проходит на октаву ниже, прибавляется второй голос, звучащий гораздо уверенней, чем основная мелодия: он как будто утешает и успокаивает. Музыка среднего раздела вносит в тоскливый характер композиции некоторое просветление, вызывающее трепетное чувство, а также напоминающее о согревающих душу тёплых лучах солнца. Вскоре начинается третья часть, которая по тематическому материалу повторяет первую, то есть вновь возвращаются печальные «вздохи, а в заключении композиции уже всё окончательно замирает.
«Осенняя песнь» (слушать)
Третьим и последним осенним месяцем является ноябрь. В фортепианном цикле «Времена года» Чайковский представил его композиций под названием «На тройке». Природа в России в этот период необычайно восхитительна. Выпадает первый снег, который укрывает белоснежным, искрящимся на солнце покрывалом дороги, поля и луга. Деревья разукрашиваются белой ледяной изморозью. Реки затягиваются тонким льдом. Красота такая, что не описать словами.
В это самое время в России быстрая езда на санях, запряжённых тройкой лошадей, считалось лучшей забавой. Светит солнце, бодрит мороз, колючий ветер овевает щёки, из-под лошадиных копыт, стремительно бегущих лошадей, вылетает блестящий снег, настроение задорное. Вот такой сюжет, который считается исконно русским, Пётр Ильич и проиллюстрировал в выразительной композиции, посвящённой последнему месяцу осени.
Пьеса, написанная композитором в тональности Ми мажор, четырёхдольном размере и обычной для данного фортепианного цикла трёхчастной форме, начинается красивой воодушевлённой мелодией, которая, звуча в октавном изложении, явственно отображает широкие просторы и раздолье русских земель. Лирическое и воодушевлённое настроение присущее первой части в среднем разделе меняется, музыка становится радостной и задорной: в ней отчетливо слышится весёлый перезвон бубенцов и бег резвых коней. В третьей части вновь возвращается лирическая тема, однако теперь она изящно украшена заливистыми переливами колокольчиков, которые заглушают присущий в начале произведения грустный настрой. Постепенно музыка становиться тише. Тройка резво проскакала и скрылась вдали.
«На тройке» (слушать)
Все три пьесы Петра Ильича Чайковского, которые в цикле «Времена года» представляют осень, пользуются особой популярностью, так как, обладая глубокой поэтичностью и проникновенной лирической теплотой, с первых звуков пленяют сердца слушателей своей искренностью и мелодической выразительностью. Они настолько понятны и просты, что непрестанно звучат как в учебных классах, так и на сценах больших концертных залов в исполнении выдающихся музыкантов и заслуженных коллективов.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: