П.И. Чайковский «Февраль. Масленица»

 

Февраль. Этот последний месяц зимы знаменит своими колючими вьюгами и метелями, которые всегда сопровождаются резким обжигающим ветром. Природа ещё спит крепким сном, реки и озёра скованы толстым льдом, а на полях лежат белоснежные покрывала. Тем не менее люди любят Февраль и ждут его с нетерпением. Во-первых, данный месяц является преддверием желанной весны, а во-вторых, на конец Февраля, как правило, приходится задорная Масленица. Весёлые масленичные гуляния настолько любимы народом, что Пётр Ильич Чайковский фортепианную миниатюру, изображающую месяц Февраль, посвятил именно этому разгульному празднику.

Историю создания пьесы «Февраль. Масленица», содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

 

 

 

Краткая история

В начале семидесятых годов жизнь Петра Ильича Чайковского была отмечена активным творческим подъёмом. К тому времени он зарекомендовал себя как автор многочисленных талантливых произведений, которые по достоинству были оценены не только в России, но и за её пределами. Сочинения композитора, отличавшиеся разножанровостью, включали в себя симфонии, оперы, различные оркестровые произведения и большое количество вокальных миниатюр. Признание и успех побуждали Петра Ильича на создание новых творений.

Петр Ильич Чайковский

Всего за два летних месяца 1974 года он написал конкурсную оперу «Кузнец Вакула», а в конце осени засел за Первый фортепианный концерт, который выдающийся немецкий музыкант Ганс фон Брюлов оценил, как «настоящее сокровище». Намеченные на следующий год творческие планы композитора тоже были весьма грандиозными и их воплощение началось с создания «Меланхолической серенады», которую Чайковский посвятил знаменитому скрипачу Леопольду Ауэру. Затем Пётр Ильич немного своего драгоценного времени выделил для сочинения вокальных миниатюр: романсы всегда приносили ему приличный финансовый доход. Спустя время, а точнее весной, окрылённый успехом от победы в конкурсе оперы «Кузнец Вакула», композитор принял заказ от дирекции императорских театров на сочинение балета «Лебединое озеро».

П.И. Чайковский балет «Лебединое озеро»

Для Чайковского данное предложение было особенным, ведь до этого он никогда не занимался созданием балетов. Тем не менее Пётр Ильич согласился, так как всё же захотел попробовать себя в новом для него жанре и тем потешить своё композиторское самолюбие. Далее, следуя своим творческим планам, летом 1975 года, всего лишь за четыре недели Чайковский написал Третью симфонию. Необходимо отметить, что композитор немного торопился с завершением произведения, ведь с сентября ему нужно было вновь приступать к преподавательской работе в Московской консерватории. К данному виду своей деятельности Пётр Ильич относился двояко. Порой педагогика ему досаждала, а иногда спасала от различного рода огорчений, например, если кто-то не очень приятно высказывался о вновь созданном композитором произведении.

 

Всё вышесказанное подтверждает, что жизнь Чайковского была весьма насыщенной, однако это только способствовало росту его популярности и само собой разумеется увеличению заказов на сочинение музыки. Например, в ноябре Пётр Ильич получил письмо из Петербурга от своего друга Николая Матвеевича Бернарда, который являлся главой солидного издательского дома. Владелец издательства попросил композитора сочинить двенадцать фортепианных пьес по уже задуманным названиям. А именно каждая из миниатюр должна быть программной и в соответствии с заголовком отражать конкретный календарный месяц. Далее Николай Матвеевич пояснял, что произведения как приятный сюрприз для подписчиков журнала «Нувеллист» ежемесячно будут печататься в издании.

журнал «Нувеллист»

При этом стоит напомнить, что Бернард пообещал за сочинение пьес настолько высокое вознаграждение, что Чайковский безотлагательно приступил к выполнению заказа и сразу написал две композиции: «Январь. У камелька» и «Февраль. Масленица». После того как в этих произведениях были дописаны последние ноты Пётр Ильич сразу отправил их в Петербург с ответным посланием, в котором выражал обеспокоенность о том, что сочинения издателю могут не понравиться. Впрочем, опасения композитора не подтвердились, и уже в декабре в «Нувеллисте» напечатали сообщение, что читатели журнала ежемесячно будут знакомиться с новым произведением композитора Чайковского.

 

В начале 1976 года обещание издательства было исполнено, и любители домашнего музицирования смогли насладиться наполненной искренней душевностью фортепианной композицией «Январь. У камелька». Затем в следующем месяце им была представлена другая выразительная пьеса «Февраль. Масленица». Впоследствии, где бы Пётр Ильич не находился и куда бы не забрасывала его бурная творческая жизнь, он аккуратно к пятнадцатому числу каждого месяца отправлял Бернарду вновь сочинённое произведение. Композиции по ранее намеченному плану непрерывно печатались в журнале и доставляли большое удовольствие его читателям. Получая по данному поводу много лестных отзывов Николай Матвеевич решил к Рождеству подписчикам «Нувеллиста» сделать ещё один подарок: с декабрьским номером журнала каждый из них получил музыкальный альбом, в который вошли все ранее опубликованные в журнале за год пьесы Петра Ильича Чайковского. Сборник, получивший название «Времена года», был привлекательно украшен картинками - медальонами, а каждое произведение предварял эпиграф из поэтических произведений известных отечественных литераторов.

 

ноты «Масленицы» Чайковского Нувеллист 

Пётр Ильич Чайковский  

 

Интересные факты

  • На Руси в конце зимы люди своими угощениями и весельем с плясками, песнями и играми старались задобрить, а простонародными словами «замаслить» Весну, чтобы она быстрее пришла и согрела солнечным теплом. Это и дало название обрядовому празднику, который стали величать весьма аппетитным словом «Масленица». Каждый день масленичного гуляния имеет своё наименование и определённый смысл. Понедельник - «Встреча», вторник - «Заигрыши», среда - «Лакомка», четверг — «Разгул», пятница — «Тещины вечерки», суббота — «Золовкины посиделки», воскресенье — «Проводы Масленицы». Прощеное воскресенье.
  • Масленица в России является одним из самых любимых праздников, который с большим удовольствием и размахом справляют и в нынешние дни. Его истоки уходят в давние времена, когда древние славяне преклонялись Яриле – богу Солнца, однако многие традиции бережно сохранились. До крещения Руси на Масленицу гуляли почти полмесяца, а после принятия христианства празднование сократили до одной недели. Из-за популярности у народа запретить эти обрядовые гуляния церковь не решилась, но они гармонично вписались в христианскую жизнь и стали проводиться накануне Великого поста. Лучшим угощением на Масленицу являются блины, так как они по форме напоминают солнце. Выпекание тонких лепёшек их жидкого теста было своеобразным ритуалом привлечения достатка и благополучия.
  • Журнал «Нувеллист» был весьма популярным изданием не только в нашем отечестве, но и за его пределами. Его основал Матвей Иванович Бернард, получивший широкую известность не только как глава солидного издательского дома, печатавшего нотную литературу, но также талантливый музыкант и педагог. Именно по инициативе Матвея Ивановича в России стали публиковать для детей несложные композиции, сделавшие процесс обучения юных музыкантов не только результативным, но и более увлекательным.
  • Достойным продолжателем дела своего отца стал его сын Николай Матвеевич Бернард. Увлекательные идеи преемника значительно обогатили содержание журнала «Нувеллист», что способствовало увеличению количества подписчиков и соответственно тиража издания. Так, например, пьесы знаменитого композитора Петра Ильича Чайковского значительно повысили прибыль от продаж популярного издания.
  • Сколько Бернард заплатил Чайковскому за сочинение пьес, впоследствии вошедших в цикл «Времена года», в нынешнее время на данный вопрос никто не ответит. Письмо, к сожалению, утеряно. Впрочем, видимо вознаграждение было настолько солидным, что сам Пётр Ильич определял его как «страшно большое» и готов был к любым поправкам и даже пересочинению композиций заново.

 
 

 

Содержание

Масленица – так называется всенародно любимый праздник на Руси, испокон веков в конце зимы отмечавшийся с особым размахом. Масленичные забавы – это весёлые гуляния с песнями, плясками, разудалыми играми, разными задорными потехами, среди которых катание на тройках, бои снежками и сжигание чучела зимы. Все с нетерпением ждали таких развлечений, а потому Пётр Ильич Чайковский, по его собственному признанию, безмерно любивший Россию и с большой нежностью относившийся к её обычаям и традициям, именно эти увеселения весьма живописно отобразил в фортепианной миниатюре «Февраль. Масленица», посвящённой последнему зимнему месяцу. Уже из программного названия пьесы становится понятно, что в ней музыкальными звуками будет нарисована картина весёлого праздника и Петр Ильич сделал это со свойственным ему композиторским мастерством. Слушая эту музыку в воображении возникают красочные сценки, в которых один сюжет меняется другим. В произведении живописно проиллюстрированы все яркие моменты народного гуляния: радостные возгласы оживлённой толпы, задорная пляска под звучание гармони, перезвон бубенцов на тройках.

Чтобы выразительно передать всю палитру весёлого праздника композитор окрасил произведение тональностью Ре мажор, уложил её в размер 2/4 и сложную трёхчастную форму, а также указал, что оно должно исполняться в темпе Allegro giusto.

Уже с первых звуков автор вводит слушателей в атмосферу весёлого празднества. Яркие и упругие аккорды, а затем задорные переборы похоже воспроизводят звучание голосистой гармони. Она привлекает внимание оживлённой толпы, впоследствии наблюдающей за удалой пляской, представленной в среднем разделе первой части. Это своеобразная хореографическая сценка, которую начинают два солиста: молодой человек и девушка. Их дуэт красноречиво представлен в мелодических линиях нижнего и верхнего голоса. Чуть позже к солистам присоединяются другие участники веселья и в результате получается задорная всеобщая пляска. Далее вновь раздаются звонкие аккорды, имитирующие звучание гармони. Это начинается реприза первого раздела, после которой следует средняя часть. Характер музыки в ней заметно меняется: мелодический материал значительно утяжеляется, то есть по сравнению с первой частью возникает совсем иной образ. Несмотря на то, что автор вставил ремарку L’ istesso tempo (в том же темпе) всё звучит гораздо сдержаннее. Длительности укрупняются, а музыкальный материал поначалу излагается октавами. Возможно композитор хотел так изобразить пользующееся популярностью на Масленицу представление с участием ручного медведя, который выполняя различные забавные трюки, развлекал и веселил публику. Данный эпизод длится совсем не долго. В музыке вновь появляются мелкие длительности, поднимающие мелодию в верхний регистр. Это очень похоже на перезвон колокольчиков, прикрепляемых к дугам запряжек резвых русских троек, катание на которых было любимой забавой на масленичных гуляниях. Напев бубенцов подводит к повторению первой части, которую автор значительно сократил, представив лишь её репризный раздел. Вновь раздаётся голос звонкой гармони и шум от суетливой праздничной толпы. Однако вскоре всё постепенно затихает, видимо праздник подходит к своему завершению. Далее композитор на целый такт вставил паузу с ферматой, но это ещё не окончание. Он видимо решил немного пошутить в финале, так как заключительную двухтактовую фразу представил на три форте.

«Февраль. Масленица». Эта задорная фортепианная миниатюра, созданная Петром Ильичом Чайковским и впоследствии вошедшая в знаменитый цикл «Времена года», в нынешнее время пользуется большой популярностью. Она весьма эффектно звучит на концертных площадках не только в исполнении солистов-пианистов, а также ансамблей и оркестров самых различных составов.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


П.И. Чайковский «Февраль. Масленица»