П.И. Чайковский «Март. Песнь жаворонка»

 

После суровой зимы, с трескучими морозами, пронзительными ветрами, колючими вьюгами и метелями начинается календарный период, которого все ждут с огромным нетерпением. Имя ему Весна. Это прекрасная пора обновления, во время которой природа пробуждается от зимней спячки. Дни становятся длиннее, небо окрашивается в голубой цвет, солнечные лучики заставляют звонко звучать капель, появляются первые первоцветы, перелётные птицы возвращаются в родные леса и своими голосами оживляют всё вокруг. Среди пернатых особым вокальным талантом отличается жаворонок: его мелодичное и звонкое пение преображает человека, заставляет его радоваться, окрыляет и вдохновляет. Вот такое чудесное душевное состояние великий композитор Пётр Ильич Чайковский отобразил в миниатюре «Март. Песнь жаворонка» из знаменитого фортепианного цикла «Времена года».

Историю создания пьесы «Март. Песнь жаворонка», содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

 

 

 

Краткая история

Середина семидесятых годов в жизни Петра Ильича Чайковского была отмечена особым творческим подъёмом. К тому времени являясь автором множества разножанровых произведений, число которых перешагнуло за сотню, он был признанным композитором и заметной личностью в музыкальном мире обеих столиц. В газетах печатали фотографии Петра Ильича, публиковали рецензии на его произведения, в обществе считались с мнением знаменитого маэстро. При этом необходимо отметить, что в тот же период Чайковскому помимо композиторской деятельности приходилось заниматься педагогической работой в Московской консерватории. Этими обязанностями Пётр Ильич тяготился, так как помимо любимых талантливых учеников, у него были и нерадивые студенты, на которых он жалел тратить своё драгоценное время. Вдобавок ко всему у композитора в то же самое время был ещё один вид деятельности, который кроме финансовой помощи доставлял ему моральное удовлетворение. В газетах «Русские ведомости» и «Современная летопись» он, делая упор на просвещение и воспитание вкуса читателей, систематически делал обзор, происходящих в Москве музыкальных событий.

Петр Ильич Чайковский

Из всего вышеописанного следует, что жизнь Петра Ильича Чайковского отличалась большой активностью, однако же самым любимым его занятием оставалось сочинение музыки. Оно удовлетворяло честолюбие талантливого композитора, а успех на концертах побуждал к созданию новых произведений. Так в 1873 году он написал симфоническую фантазию «Буря», которую высоко оценил музыкальный критик Владимир Васильевич Стасов, шесть фортепианных пьес по заказу издателя Василия Бесселя и музыку к сказке Александра Островского «Снегурочка». В 1874 году из-под пера композитора вышел Второй квартет, опера «Кузнец Вакула», а также его восхитительный Первый фортепианный концерт. Начало следующего года Пётр Ильич посвятил созданию «Меланхолической серенады», предназначенной для венгерского виртуозного скрипача Леопольда Ауэра, а затем сочинил шесть романсов: вокальные миниатюры всегда хорошо поддерживали его финансовое положение.

 

В конце мая, после окончания учебного года в консерватории Чайковский поехал в поместье к одному из своих друзей и там за месяц написал Третью симфонию, а вернувшись осенью в Москву, вновь погрузился в насыщенную творчеством жизнь.

Однажды в ноябре Петру Ильичу принесли письмо из Петербурга. Отправителем был друг композитора, глава крупного издательского дома Николай Матвеевич Бернард. Он обратился с просьбой к Чайковскому написать двенадцать пьес для фортепиано по уже продуманным заголовкам. Издатель пояснял, что каждое произведение, соответствуя своему названию, должно изображать один из двенадцати месяцев и согласно календарю, по запланированному графику будет печататься в журнале «Нувеллист».

журнал «Нувеллист»

Пётр Ильич незамедлительно приступил к выполнению данного заказа, так как предложенный Бернардом гонорар был настолько высок, что композитор очень хотел угодить издателю. Чайковский сразу сочинил две пьесы: «Январь. У камелька» и «Февраль. Масленица» и с сопроводительным посланием отправил их Николаю Матвеевичу. В нём Пётр Ильич уверял издателя: если миниатюры не понравятся, то он готов к любым исправлениям. Впрочем, вскоре композитор понял, что его беспокойство оказалось напрасным. В декабрьском номере журнала Чайковский прочитал анонс о намерении издания ежемесячно печатать его пьесы, а в январе читатели познакомились с первой композицией «У камелька».

Начало следующего 1876 года у Чайковского можно сказать было расписано по часам, но он хорошо помнил о своих обязательствах перед Николаем Матвеевичем, а потому третье произведение «Март. Песнь жаворонка» к пятнадцатому февраля, как и было запланировано, лежало на столе Бернарда.

 

Так фортепианные миниатюры знаменитого композитора Чайковского регулярно печатались в журнале «Нувеллист» и получали много приятных для издательства отзывов. В связи с этим Николай Матвеевич в конце года захотел постоянным читателям сделать подарок. Каждый из них к Рождеству получил сборник, включающий в себя все двенадцать ранее напечатанных пьес. Музыкальный альбом под общим заголовком «Времена года» привлекательно украсили рисунками - медальонами, а каждую миниатюру сопроводили эпиграфом из произведений известных отечественных поэтов.

 

ноты «Песни жаворонка» Чайковского Нувеллист 

Пётр Ильич Чайковский  

 

Интересные факты

  • Жаворонок – это небольшая, но весьма звонкоголосая птаха. По размеру она чуть больше воробья и яркой внешностью не обладает, однако её чудесный и мелодичный голос заслуживает всеобщего восхищения. Жаворонок быстро и проворно летает, и в этом ему помогают большие крылья. В семействе жаворонков поют только самцы, но каждый из них обладает уникальным неповторимым тембром и особым узором певческих трелей. Свою завлекательно-чарующую песню птица поёт примерно десять минут, потом немного отдыхает и затем вновь своим сладким голосом начинает заманивать самочку.
  • На Руси с древних времён существовало поверье, что настоящая весна приходит вместе с прилётом жаворонков. И потому ко «Дню сорока мучеников», который отмечается 22 марта, хозяйки из постного теста выпекали булочки, по форме напоминающие этих маленьких птичек. Такое печение отдавали детям, чтобы они украшали булочками деревья и крыши домов, а также исполняли символический обряд: печёных жаворонков нужно подбрасывать к небу и петь призывающие весну песенки.
  • «Март. Песнь жаворонка» - это не единственная композиция, в которой Пётр Ильич Чайковский изобразил весеннее настроение и виртуозное пение звонкоголосой птички. В 1878 году фортепианную миниатюру с названием «Песня жаворонка» он включил в свой знаменитый цикл «Детский альбом».
  • Журнал «Нувеллист» в своё время в нашем отечестве был весьма признанным изданием. Его основателем был глава петербургского нотного издательства, но помимо того талантливый музыкант Бернард Матвей Иванович. Его романсы и фортепианные композиции были весьма популярны в России и известны даже за границей. Матвея Ивановича считали одним из лучших музыкальных преподавателей. Он первым в России составил и напечатал практическое руководство по музыкальному обучению детей и юношества.
  • Двенадцать календарных программных фортепианных пьес Петру Ильичу Чайковскому заказал Николай Матвеевич Бернард – сын Матвея Ивановича Бернарда. После кончины отца он с достоинством продолжил дело родителя и своими интересными идеями обогатил содержание издания, что способствовало увеличению количества подписчиков и тиража.
  • Сегодня никому не известно какой гонорар Чайковский получил от Бернарда за двенадцать пьес, впоследствии составивших цикл «Времена года». Послание издателя, содержащее данную информацию, к сожалению, потеряно. Однако уже то, что сам композитор назвал его непомерно большим и был готов к пересочинению произведений, говорит о солидности вознаграждения.

 

Содержание

«Март. Песнь жаворонка». Уже само название данной композиции говорит о том, что это музыкальная зарисовка природного пейзажа.

Март – это первый месяц весны, когда природа оживает после зимнего сурового властвования Снежной королевы. Тёплые лучики солнышка начинают прогревать землю, на проталинах появляется первая травка и цветы подснежники. Чистый, свежий, но ещё прохладный воздух, насыщается ароматами весны. Леса постепенно наполняются птичьими голосами, а среди них особого внимания заслуживают напевы символа весны – жаворонка. Его нежные трели, выразительно разливаясь, красочно наполняют звонким звуком голубой небосвод. Человек, попадая в такую романтическую обстановку, становится добрее, а его душа наполняется покоем, светом и надеждами на лучшее. Вот именно такое романтическое настроение лирического героя, наслаждающегося пробуждением весенней природы, Пётр Ильич Чайковский весьма выразительно отобразил в мечтательной и немного грустной музыкальной картинке «Март. Песнь жаворонка».

Для данной миниатюры, щедро наполненной звукоизобразительными элементами, колоритно передающими пение весенних птичек, композитор выбрал тональность соль минор и двухдольный тактовый размер. Он заключил пьесу в трёхчастную форму, а помимо того рекомендовал исполнять её в темпе Andantino espressivo.

Композиция открывается небольшим двухтактовым вступлением, настраивающем на характер произведения, а следом с третьего такта начинается первая часть, которая представляет собой восьмитактовый период повторного строения. Лирическая мелодия начального мотива зарождается с триоли, имитирующей трель птички, а затем стремительно взлетает вверх. Следующий мотив репризно повторяет первый, но только в басовом ключе.

Средняя часть по сравнению с начальным разделом значительно расширена и её более оживлённая музыка вносит в пьесу некоторый контраст. Композитор даже подсказывает это текстовой ремаркой. Мелодическая линия части, наполняясь мелкими длительностями, синкопами и форшлагами, напоминающими щебетание птах, периодически устремляется вверх, а затем опускается вниз. Всё это похоже на полёт птичек.

Третий раздел повторяет первую часть, однако имеет некоторое расширение, в котором репризно повторяется первое предложение.

«Март. Песнь жаворонка». Эта, наполненная невероятным очарованием фортепианная композиция, которую можно назвать настоящей музыкой весны, сегодня пользуется безмерной популярностью. Секрет в том, что её нежно-возвышенная музыка не только помогает познать прелести родной природы, но и проникая в сердца слушателей, наполняет их приятным умиротворением.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: