П.И. Чайковский «Март. Песнь жаворонка»
После суровой зимы, с трескучими морозами, пронзительными ветрами, колючими вьюгами и метелями начинается календарный период, которого все ждут с огромным нетерпением. Имя ему Весна. Это прекрасная пора обновления, во время которой природа пробуждается от зимней спячки. Дни становятся длиннее, небо окрашивается в голубой цвет, солнечные лучики заставляют звонко звучать капель, появляются первые первоцветы, перелётные птицы возвращаются в родные леса и своими голосами оживляют всё вокруг. Среди пернатых особым вокальным талантом отличается жаворонок: его мелодичное и звонкое пение преображает человека, заставляет его радоваться, окрыляет и вдохновляет. Вот такое чудесное душевное состояние великий композитор Пётр Ильич Чайковский отобразил в миниатюре «Март. Песнь жаворонка» из знаменитого фортепианного цикла «Времена года».
Историю создания пьесы «Март. Песнь жаворонка», содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
Краткая история
Середина семидесятых годов в жизни Петра Ильича Чайковского была отмечена особым творческим подъёмом. К тому времени являясь автором множества разножанровых произведений, число которых перешагнуло за сотню, он был признанным композитором и заметной личностью в музыкальном мире обеих столиц. В газетах печатали фотографии Петра Ильича, публиковали рецензии на его произведения, в обществе считались с мнением знаменитого маэстро. При этом необходимо отметить, что в тот же период Чайковскому помимо композиторской деятельности приходилось заниматься педагогической работой в Московской консерватории. Этими обязанностями Пётр Ильич тяготился, так как помимо любимых талантливых учеников, у него были и нерадивые студенты, на которых он жалел тратить своё драгоценное время. Вдобавок ко всему у композитора в то же самое время был ещё один вид деятельности, который кроме финансовой помощи доставлял ему моральное удовлетворение. В газетах «Русские ведомости» и «Современная летопись» он, делая упор на просвещение и воспитание вкуса читателей, систематически делал обзор, происходящих в Москве музыкальных событий.
Из всего вышеописанного следует, что жизнь Петра Ильича Чайковского отличалась большой активностью, однако же самым любимым его занятием оставалось сочинение музыки. Оно удовлетворяло честолюбие талантливого композитора, а успех на концертах побуждал к созданию новых произведений. Так в 1873 году он написал симфоническую фантазию «Буря», которую высоко оценил музыкальный критик Владимир Васильевич Стасов, шесть фортепианных пьес по заказу издателя Василия Бесселя и музыку к сказке Александра Островского «Снегурочка». В 1874 году из-под пера композитора вышел Второй квартет, опера «Кузнец Вакула», а также его восхитительный Первый фортепианный концерт. Начало следующего года Пётр Ильич посвятил созданию «Меланхолической серенады», предназначенной для венгерского виртуозного скрипача Леопольда Ауэра, а затем сочинил шесть романсов: вокальные миниатюры всегда хорошо поддерживали его финансовое положение.
В конце мая, после окончания учебного года в консерватории Чайковский поехал в поместье к одному из своих друзей и там за месяц написал Третью симфонию, а вернувшись осенью в Москву, вновь погрузился в насыщенную творчеством жизнь.
Однажды в ноябре Петру Ильичу принесли письмо из Петербурга. Отправителем был друг композитора, глава крупного издательского дома Николай Матвеевич Бернард. Он обратился с просьбой к Чайковскому написать двенадцать пьес для фортепиано по уже продуманным заголовкам. Издатель пояснял, что каждое произведение, соответствуя своему названию, должно изображать один из двенадцати месяцев и согласно календарю, по запланированному графику будет печататься в журнале «Нувеллист».
Пётр Ильич незамедлительно приступил к выполнению данного заказа, так как предложенный Бернардом гонорар был настолько высок, что композитор очень хотел угодить издателю. Чайковский сразу сочинил две пьесы: «Январь. У камелька» и «Февраль. Масленица» и с сопроводительным посланием отправил их Николаю Матвеевичу. В нём Пётр Ильич уверял издателя: если миниатюры не понравятся, то он готов к любым исправлениям. Впрочем, вскоре композитор понял, что его беспокойство оказалось напрасным. В декабрьском номере журнала Чайковский прочитал анонс о намерении издания ежемесячно печатать его пьесы, а в январе читатели познакомились с первой композицией «У камелька».
Начало следующего 1876 года у Чайковского можно сказать было расписано по часам, но он хорошо помнил о своих обязательствах перед Николаем Матвеевичем, а потому третье произведение «Март. Песнь жаворонка» к пятнадцатому февраля, как и было запланировано, лежало на столе Бернарда.
Так фортепианные миниатюры знаменитого композитора Чайковского регулярно печатались в журнале «Нувеллист» и получали много приятных для издательства отзывов. В связи с этим Николай Матвеевич в конце года захотел постоянным читателям сделать подарок. Каждый из них к Рождеству получил сборник, включающий в себя все двенадцать ранее напечатанных пьес. Музыкальный альбом под общим заголовком «Времена года» привлекательно украсили рисунками - медальонами, а каждую миниатюру сопроводили эпиграфом из произведений известных отечественных поэтов.
Интересные факты
- Жаворонок – это небольшая, но весьма звонкоголосая птаха. По размеру она чуть больше воробья и яркой внешностью не обладает, однако её чудесный и мелодичный голос заслуживает всеобщего восхищения. Жаворонок быстро и проворно летает, и в этом ему помогают большие крылья. В семействе жаворонков поют только самцы, но каждый из них обладает уникальным неповторимым тембром и особым узором певческих трелей. Свою завлекательно-чарующую песню птица поёт примерно десять минут, потом немного отдыхает и затем вновь своим сладким голосом начинает заманивать самочку.
- На Руси с древних времён существовало поверье, что настоящая весна приходит вместе с прилётом жаворонков. И потому ко «Дню сорока мучеников», который отмечается 22 марта, хозяйки из постного теста выпекали булочки, по форме напоминающие этих маленьких птичек. Такое печение отдавали детям, чтобы они украшали булочками деревья и крыши домов, а также исполняли символический обряд: печёных жаворонков нужно подбрасывать к небу и петь призывающие весну песенки.
- «Март. Песнь жаворонка» - это не единственная композиция, в которой Пётр Ильич Чайковский изобразил весеннее настроение и виртуозное пение звонкоголосой птички. В 1878 году фортепианную миниатюру с названием «Песня жаворонка» он включил в свой знаменитый цикл «Детский альбом».
- Журнал «Нувеллист» в своё время в нашем отечестве был весьма признанным изданием. Его основателем был глава петербургского нотного издательства, но помимо того талантливый музыкант Бернард Матвей Иванович. Его романсы и фортепианные композиции были весьма популярны в России и известны даже за границей. Матвея Ивановича считали одним из лучших музыкальных преподавателей. Он первым в России составил и напечатал практическое руководство по музыкальному обучению детей и юношества.
- Двенадцать календарных программных фортепианных пьес Петру Ильичу Чайковскому заказал Николай Матвеевич Бернард – сын Матвея Ивановича Бернарда. После кончины отца он с достоинством продолжил дело родителя и своими интересными идеями обогатил содержание издания, что способствовало увеличению количества подписчиков и тиража.
- Сегодня никому не известно какой гонорар Чайковский получил от Бернарда за двенадцать пьес, впоследствии составивших цикл «Времена года». Послание издателя, содержащее данную информацию, к сожалению, потеряно. Однако уже то, что сам композитор назвал его непомерно большим и был готов к пересочинению произведений, говорит о солидности вознаграждения.
Содержание
«Март. Песнь жаворонка». Уже само название данной композиции говорит о том, что это музыкальная зарисовка природного пейзажа.
Март – это первый месяц весны, когда природа оживает после зимнего сурового властвования Снежной королевы. Тёплые лучики солнышка начинают прогревать землю, на проталинах появляется первая травка и цветы подснежники. Чистый, свежий, но ещё прохладный воздух, насыщается ароматами весны. Леса постепенно наполняются птичьими голосами, а среди них особого внимания заслуживают напевы символа весны – жаворонка. Его нежные трели, выразительно разливаясь, красочно наполняют звонким звуком голубой небосвод. Человек, попадая в такую романтическую обстановку, становится добрее, а его душа наполняется покоем, светом и надеждами на лучшее. Вот именно такое романтическое настроение лирического героя, наслаждающегося пробуждением весенней природы, Пётр Ильич Чайковский весьма выразительно отобразил в мечтательной и немного грустной музыкальной картинке «Март. Песнь жаворонка».
Для данной миниатюры, щедро наполненной звукоизобразительными элементами, колоритно передающими пение весенних птичек, композитор выбрал тональность соль минор и двухдольный тактовый размер. Он заключил пьесу в трёхчастную форму, а помимо того рекомендовал исполнять её в темпе Andantino espressivo.
Композиция открывается небольшим двухтактовым вступлением, настраивающем на характер произведения, а следом с третьего такта начинается первая часть, которая представляет собой восьмитактовый период повторного строения. Лирическая мелодия начального мотива зарождается с триоли, имитирующей трель птички, а затем стремительно взлетает вверх. Следующий мотив репризно повторяет первый, но только в басовом ключе.
Средняя часть по сравнению с начальным разделом значительно расширена и её более оживлённая музыка вносит в пьесу некоторый контраст. Композитор даже подсказывает это текстовой ремаркой. Мелодическая линия части, наполняясь мелкими длительностями, синкопами и форшлагами, напоминающими щебетание птах, периодически устремляется вверх, а затем опускается вниз. Всё это похоже на полёт птичек.
Третий раздел повторяет первую часть, однако имеет некоторое расширение, в котором репризно повторяется первое предложение.
«Март. Песнь жаворонка». Эта, наполненная невероятным очарованием фортепианная композиция, которую можно назвать настоящей музыкой весны, сегодня пользуется безмерной популярностью. Секрет в том, что её нежно-возвышенная музыка не только помогает познать прелести родной природы, но и проникая в сердца слушателей, наполняет их приятным умиротворением.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: