Пётр Ильич Чайковский «Болезнь куклы»

 

Игрушки. Эти забавные предметы очень важны на начальном этапе жизни маленького человечка. Они развивают фантазию, а также учат детей познавать и понимать окружающий мир. Из большого количества домашних игрушек ребёнок обычно выбирает одну, и она становится для него самой любимой. Малыш с ней разговаривает, доверяет свои детские тайны и очень сильно огорчается, когда эта игрушка ломается. Вот именно такую грустную историю о девочке, утешающей и убаюкивающей свою заболевшую любимую куклу, поведал великий Пётр Ильич Чайковский в композиции «Болезнь куклы», вошедшей в знаменитый фортепианный цикл «Детский альбом».

Историю создания пьесы «Болезнь куклы» Петра Ильича Чайковского, а также содержание произведения читайте на нашей странице.

 

 

 

Краткая история

Фортепианная миниатюра с печальным названием «Болезнь куклы», вошедшая в «Детский альбом», вместе с другими пьесами цикла была написана Петром Ильичом Чайковским в 1878 году. Однако следует отметить, что почти за год до этого в жизни композитора произошла череда событий, которые в определённой мере способствовали появлению знаменитого цикла. Всё началось с того, что летом предыдущего 1877 года Пётр Ильич совершил опрометчивый поступок, о котором впоследствии очень сильно пожалел. Он поспешно женился на девушке, которая оказалась ему весьма чуждым человеком.

Петр Ильич Чайковский с Антониной Милюковой

Разочарование было настолько сильным, что эмоциональное состояние Чайковского окрасилось в мрачные тона и он даже оказался на грани нервного срыва. Чтобы отвлечься от тёмных мыслей и привести свою нервную систему в порядок, Пётр Ильич замыслил безотлагательно уехать за границу. Ненадолго останавливаясь в Берлине, Женеве и Париже, он для себя решил несколько месяцев провести в солнечной Италии, а чтобы скрасить там своё пребывание, попросил брата Модеста приехать к нему вместе с его подопечным - глухонемым мальчиком Колей Конради.

Италия во времена Чайковского

Этого парнишку, который был добрым и милым, Чайковский очень любил. Композитор восхищался его сообразительностью и называл чудным ребёнком. Однако в это пребывание Петра Ильича в Италии Коля был не единственным ребёнком, способности которого умиляли композитора. Однажды на улице Флоренции он услышал прекрасное пение. Вокалистом оказался десятилетний мальчик Витторио. Он аккомпанировал себе на гитаре и пел таким чудным голосом, что Пётр Ильич, получив сильное музыкальное впечатление, захотел услышать «божественного мальчика» хотя бы ещё раз. Талант юного Витторио, сильно поразивший Чайковского, заставил композитора серьёзно задуматься о том вкладе, который он может внести в совершенствование способностей таких маленьких музыкантов. Думая об этом, Пётр Ильич вспомнил о фортепианном цикле, созданным немецким композитором Робертом Шуманом для своей любимой дочурки Марии, и решил: нужно написать что-то подобное. Эта мысль настолько увлекла Чайковского, что данной заманчивой идеей в феврале 1878 года он в письменном послании поделился с главой нотного издательства Петром Ивановичем Юргенсоном и вскоре получил одобрительный ответ.

 

Впрочем прекрасное заграничное путешествие композитора дало хорошие результаты, и он после нервного расстройства постепенно начал приходить в себя. Чайковский вновь занялся сочинительством и засел за заключительную, самую сложную часть оперы «Евгений Онегин». В Россию Пётр Ильич вернулся в апреле и сразу поехал в Каменку – усадьбу, в котором хозяйкой была родная сестра композитора Александра Ильинична Давыдова. Чайковский очень любил Каменку и для этого у него было много причин. Во-первых, красивая природа тех мест всегда вдохновляла композитора на создание прекрасных произведений. Во-вторых, радушная обстановка в семье Давыдовых располагала Петра Ильича к покою и умиротворению, а в-третьих, общение с племянниками и племянницами, которые обожали родного дядю, доставляли ему много радости. Однако в этот свой приезд Чайковский не только много гулял и играл с детьми, но и внимательно наблюдал за их музыкальными занятиями. Особенно Пётр Ильич выделял шестилетнего Володю, которого в семье все ласково называли Бобиком. Малыш очень любил музыку, старательно занимался, так как очень хотел быть похожим на своего дядю композитора. Именно его представлял Чайковский, когда в конце апреля 1878 года начал сочинять детские пьески, среди которых была вышеупомянутая композиция «Болезнь куклы».  Как и было задумано, двадцати четырём миниатюрным композициям Пётр Ильич дал привлекательные для юных музыкантов названия и, окончательно отредактировав их в июле, сразу отправил в Москву Юргенсону. «Детский альбом. Сборник легких пьесок для детей. Подражание Шуману» был напечатан в конце декабря 1878 года с посвящением Володе Давыдову - любимому племяннику композитора.

 

«Детский альбом» Чайковского Петр Ильич Чайковский 

 ноты «Болезни куклы» 

 

Содержание

«Болезнь куклы». Хорошо известно, что у девочек самыми любимыми игрушками являются куклы, которые в богатом детском воображении непременно оживают. Девочки, как мамы заботятся о них: одевают, кормят и укладывают спать.  Разумеется, что Пётр Ильич Чайковский не упустил возможности отобразить эту излюбленную забаву в своём «Детском альбоме». «Болезнь куклы» является первой композицией, которая открывает трилогию о кукле, а благодаря мастерству композитора воспринимается как отражение реальной жизни. Само название поясняет сюжет, который автор раскрывает в данной пьесе: у девочки заболела любимая кукла. Маленькая хозяйка сильно переживает за свою воспитанницу, которая страдает от боли. Композитор в пьесе грустной музыкой рисует печальные образы больной куклы и её маленькой хозяйки, которая так заигралась, что воспринимает всё серьёзно. В пьесе нет непрерывной мелодической линии, и лишь скорбная музыкальная ткань передаёт «жалобы» и «всхлипы» куклы, а также душевные чувства и вздохи девочки, которая волнуется за свою заболевшую куклу.

Для того чтобы лучше передать настроение композиции Чайковский выбрал тональность соль-минор, двухдольный размер и темп Moderato. Музыкальный материал пьесы он изложил в простой однотипной фактуре полифонического склада с отчётливым прослушиванием трёх голосов: верхнего, среднего и баса. Верхний и басовый – это две самостоятельные мелодические линии, которые синкопированный средний голос поддерживает гармонически.

 

Первое предложение миниатюры включает в себя две репризно повторяющиеся четырёхтактовые фразы. В них нисходящая мелодическая линия верхнего голоса, возникающая на второй - слабой доле, постоянно прерывается паузами. Получаются щемящие звуки, весьма похожие на капающие слезинки расстроенной девочки. Параллельно в басовой партии следует плавное восходящее движение половинными нотами, а тем временем средний голос гармонически окрашивает мелодические линии верхнего и нижнего голосов. Во втором предложении для создания более печального настроения, прерывающиеся паузами ноты – вздохи автор переводит в нижний регистр, а половинными длительностями наполняет верхний голос. Следующее предложение, начинающееся с точного повторения первоначальной фразы, подводит к напряжённой кульминации, выраженной не только динамическим расширением, но и самым высоким звуком композиции. Впоследствии развитие тематического материала происходит в той же фактуре и вскоре подводит к довольно продолжительному двенадцатитаковому заключению. В его последних восьми тактах в верхнем и нижнем голосе непрерывно повторяется главная нота тональности и лишь в среднем регистре меняется гармоническое заполнение. В завершении пьесы всё успокаивается: видимо кукла уснула.

Сложности, возникающие при разучивании композиции «Болезнь куклы».

  • Основной задачей для юного музыканта при работе над данной пьесой является создание задуманного композитором выразительного музыкального образа. Для этого весьма важно проработать особо певучее и мягкое звукоизвлечение, чтобы прерванные паузами звуки воспринимались как единая мелодия как в правой, так и в левой руке, особенно когда мелодия переходит в нижний регистр.
  • Ещё одна сложность в данном произведении заключается в том, что аккомпанемент вступает на сильную долю, а звуки мелодической линии возникают на вторую, то есть слабую долю, однако они должны звучать ярче сопровождения. Иначе говоря, необходимо выстроить нужное равновесие между аккомпанементом и мелодией, особенно когда она уходит в нижний голос.
  • Помимо того, в работе над композицией следует обратить особое внимание на ритмическую точность, темповое постоянство, а также осмысленную и точно выстроенную фразировку, которую обязательно должна подчёркиваться намеченной композитором динамической линией.
  • Также важно юному пианисту в пьесе научиться правильно работать с педалью, которая в данном произведении является запаздывающей.

 

 

«Болезнь куклы». Эта печальная кантиленная композиция, как и все пьесы, входящие в «Детский альбом» Петра Ильича Чайковского является лучшим образцом детской фортепианной литературы. Она отличается большой художественной ценностью, а потому чрезвычайно полезна для воспитания юных музыкантов, так как позволяет активно развивать их творческую фантазию.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: