Пётр Ильич Чайковский «Утренняя молитва»

 

Музыка для детей. В истории мировой музыкальной культуры эта замечательная глава заслуживает особого внимания. Её страницы украшены именами многих гениальных музыкантов, среди которых И.С. Бах, В.А. Моцарт, Й. Гайдн, Р. Шуман и, несомненно, П.И Чайковский. Его, обладающий высокими художественными достоинствами, фортепианный цикл «Детский альбом» в нынешнее время в разных уголках планеты пользуется непомерной популярностью, так как помогает юным музыкантам с увлечением формировать исполнительское мастерство. Бесценный шедевр, в котором как в калейдоскопе представлены красочные образы из удивительного мира детства, включает в себя двадцать четыре миниатюрные пьесы, а открывается он невероятно красивой композицией «Утренняя молитва».

Историю создания фортепианной миниатюры «Утренняя молитва» Петра Ильича Чайковского, а также интересные факты и содержание произведения читайте на нашей странице.

 

 

 

Краткая история

Не вызывает никакого сомнения, что история сочинения композиции «Утренняя молитва» неразрывно взаимосвязана с созданием «Детского альбома», написанного Чайковским в весенние месяцы 1878 года. В тот жизненный период творческий тонус композитора был на высоте: он закончил свою Четвёртую симфонию и с полной отдачей работал над оперой «Евгений Онегин».

Петр Ильич Чайковский

Впрочем, стоит отметить, что именно сочинение музыки отвлекало его от тягостных дум, которые преследовали Петра Ильича из-за проблем, возникших в то время у него в личной жизни. Весной 1877 года Чайковский в неосознанном порыве скоропалительно женился на Антонине Милюковой, но об этом спустя время сильно пожалел. Разочарование было настолько велико, что он рисковал впасть в состояние глубокой депрессии. Чтобы преодолеть душевный кризис, Чайковский принимает решение уехать за границу. Сначала он отправился в Швейцарию, а затем через Францию проследовал в Италию, где к композитору присоединился младший брат Модест со своим подопечным, страдающим глухонемотой, десятилетнем Колей Конради.

 

Мальчик был настолько милым и сообразительным, что Петру Ильичу доставляло большое удовольствие общаться и заниматься с ним. Забота об этом ребёнке, а также прогулки с ним благотворно сказывались на настроении композитора и в результате угрюмые размышления Чайковского об обречённости стали постепенно развеиваться. Впрочем, в то время Коля был не единственным подростком, вызывавшем у него умиление. Прогуливаясь по улицам городов Италии, Пётр Ильич нередко любовался маленькими музыкантами, которые зарабатывали на пропитание, исполняя народные песни.

Их пение, возможно, не было весьма искусным, но настолько трогательным, что заставляло гениального маэстро непритворно восхищаться. Например, юный флорентиец Витторио своим пением так покорил сердце композитора, что Чайковский об этом даже писал своим друзьям. Такое соприкосновение с миром детства заставили Петра Ильича задуматься о том, что необходимо внести свой посильный вклад в развитие талантов юного поколения, так как он прекрасно был осведомлён о том, что детская музыкальная литература весьма небогата. Своими замыслами Чайковский в письме в феврале 1878 года поделился с владельцем музыкального издательства Петром Ивановичем Юргенсоном. Композитор сообщил издателю, что намерен сочинить для детей лёгкие пьески, вроде тех, что Роберт Шуман представил в своём фортепианном цикле «Альбом для юношества». Получив одобрение Юргенсона, Чайковский приступил к осуществлению этого намерения вскоре после возвращения в Россию, то есть в апреле 1878 года.

 

После заграничного вояжа Чайковский более всего захотел встретиться с родными любимыми людьми, а поэтому он сразу поехал в Каменку, где проживала младшая сестра композитора Александра Ильинична Давыдова. Это поместье композитору было очень дорого и вовсе не потому, что завораживающая природа вдохновляла его на создание гениальных шедевров. Пётр Ильич отдыхал здесь душой, и этому способствовала атмосфера семейной идиллии, которой был наполнен дом его близких родственников. Однако самую большую радость и счастье в жизнь семьи Давыдовых привносили дети, которых к тому времени было уже семеро. Чайковский очень сильно любил своих племянников. Он мог часами играть и гулять с ними, рассказывать о странах, в которых побывал, устраивать танцевальные вечера и запускать фейерверки. Вот и в этот свой приезд композитор с наслаждением общался со своими обожаемыми юными родственниками, но вместе с тем ещё внимательно наблюдал за их музыкальными занятиями. В результате замысел композитора был осуществлён и из-под его пера уже в конце мая вышли эскизы двадцати четырёх прелестных фортепианных миниатюр, отражающих светлый и чистый мир детства. Каждая пьеса, как изначально задумал Пётр Ильич, имела привлекательное для юных музыкантов название, а открывался сборник упомянутой выше композицией «Утренняя молитва». Цикл был напечатан в конце 1878 года в издательстве Юргенсона с заголовком «Детский альбом. Сборник легких пьесок для детей. Подражание Шуману», и посвящён племяннику композитора Владимиру Давыдову.

 

«Детский альбом» Чайковского Чайковский с женой Антониной Милюковой

 ноты пьесы «Утренняя молитва»

 

Интересные факты

  • Поскольку в Советском Союзе религия была под запретом, то во всех изданиях «Детского альбома» композиция «Утренняя молитва» печаталась под заголовком «Утреннее размышление».
  • Пётр Ильич Чайковский стал первым в России композитором, который создал фортепианный цикл специально для детей.
  • Чайковский никогда не преподавал детям и даже никогда с этим не соприкасался, тем не менее все пьесы, входящие в «Детский альбом написаны так, что их фортепианное изложение доступно физическим возможностям небольшой детской руки.
  • Фортепианный цикл «Детский альбом» Чайковский посвятил Владимиру Давыдову, однако это не единственное произведение, которое было так отмечено выдающимся композитором. Любимому племяннику Пётр Ильич также посвятил знаменитую Шестую симфонию, а кроме того завещал ему большую часть авторских прав на свои произведения, то есть сделал Владимира Львовича своим основным наследником.
  • «Детский альбом» Пётр Ильич Чайковский сочинил специально для детей, тем не менее в нынешнее время довольно часто его исполняют и профессиональные музыканты. Кроме того, многие композиции из сборника были переложены для других инструментов и даже оркестров самых разных составов.

 

 

Содержание пьесы «Утренняя молитва»

«Утренняя молитва». Во времена Петра Ильича Чайковского каждый верующий человек: взрослый это или ребёнок, просыпался и ложился спать с обращением к Господу. В утренней молитве он выражал благодарность Богу за наступивший день и просил направить на свершение благих дел. Вечером звучала благодарность Всевышнему за прошедший день, а также мольба о прощении за совершённые неблаговидные поступки. Поскольку композитор в своём «Детском альбоме» замыслил музыкальными звуками возвышенно воссоздать разнообразные эпизоды из жизни ребёнка, то он посчитал, что будет правильным, если цикл откроется композицией «Утренняя молитва», так как в ту пору именно так начинался день маленького человечка.

В этой созерцательной неторопливой миниатюре, стилизованной под молитву и пропитанной чистотой детской души, композитор отобразил умиротворённую беседу ребёнка с Богом. Детская непосредственность и смирение здесь слышны в каждой интонации, а душевное спокойствие, безмятежность, но в то же время сосредоточенность ребёнка подчёркнуты простой гармонией и равномерным ритмическим движением.

Композиция, написанная в тональности Соль мажор, тактовом размере ¾, с авторским темповым указанием Andante, заключена автором в форму периода, повторного строения, с расширенным дополнением. Наполненный покоем и возвышенным созерцанием музыкальный материал пьесы, изложен в четырёхголосной фактуре с элементами полифонии и напоминает церковный хорал или же торжественную сарабанду.

Начальное предложение миниатюры расчленено на две четырёхтактовые фразы, первая из которых состоит из коротких мотивов, заканчивающихся продолжительным звуком. Завершается данное музыкальное построение неустойчивой доминантовой каденцией.

Поскольку период, в форме которого написана миниатюра, повторного строения, то начало следующего второго предложения повторяет первое. Далее начинается динамичное развитие музыкального материала, приводящее в четвёртом такте раздела к яркой кульминации на самой высокой ноте. Затем звучание затихает, а мелодическая линия, перед тем интенсивно устремляющаяся вверх, начинает плавно опускаться вниз, подводя к кадансу на тонике.  Следом начинается дополнение, которое также можно рассматривать как коду. В нём на фоне размерного звучания тонического звука в басовом регистре и напоминающем колокольный звон, мелодическая линия, поначалу состоящая из коротких мотивов, из второй октавы опускается вниз, а потом на постепенно ослабляющем звуке вновь поднимается вверх. Всё это звучит как прощальная фраза, настраивающая на внутреннее умиротворение и душевный покой.

 

Основные трудности, возникающие у юного пианиста при разучивании пьесы «Утренняя молитва»

  • Беспрерывная гармонизация мелодической линии, которая образуется аккордовым изложением тематического материала, требует тщательной работы над голосоведением. Здесь важно отчётливое звукоизвлечение и певучесть каждого из четырёх голосов.
  • В данной композиции, имеющей спокойный и глубокомысленный характер, весьма важно выбрать правильный темп для исполнения, чтобы музыкальный материал не казался статичным, то есть лишённым движения и развития.
  • Важную роль в данном произведении имеет осмысленная фразировка. Юному пианисту необходимо научиться объединять небольшие мотивы, изложенные в аккордово – гармонической фактуре, в единую звуковую линию.
  • Большое значение в работе над музыкальным материалом пьесы имеет педализация, так как она помогает обогащать и наполнять звучание. В этой композиции рекомендуется применять запаздывающую педаль. 

 

 

«Утренняя молитва». Эта прекрасная фортепианная композиция, ярко отражающая душевное состояние маленького человечка, является произведением, имеющим в педагогической практике большое значение, так как требует от юного пианиста особого внимания и сознательного осмысления. Работая над созданием задуманного композитором образа, перед молодым музыкантом встают определённые трудности, преодолевая которые он повышает своё исполнительское мастерство.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Пётр Ильич Чайковский «Утренняя молитва»