Пётр Ильич Чайковский «Полька»
Сегодня трудно поверить, но завоевавший широчайшее признание весёлый танец с названием «Полька» ранее считался неприличным и даже был под запретом. Согласно легенде, придуманный в первой половине XIX века девушкой - служанкой из Богемии, он вскоре произвёл фурор на сельских танцевальных вечеринках. Особое восхищение полька вызывала у молодых людей, чьи сердца были наполнены романтикой. Далее у крестьянского жизнерадостного танца началась совсем иная жизнь. Быстро завоевав всю Европу, он очутился в роскошных бальных залах и в итоге шагнул сквозь столетия. Такая популярность задорного танца побудила Петра Ильича Чайковского включить его в «Детский альбом» - сочинение завоевавшее популярность во всём мире.
Историю создания пьесы «Полька» Чайковского и содержание произведения читайте на нашей странице.
Краткая история
Летом 1878 года из-под пера великого композитора Петра Ильича Чайковского вышло замечательное творение, которому автор дал название «Детский альбом». В сборник вошли двадцать четыре фортепианные миниатюры, погружающие юных музыкантов в чудесный мир, наполненный яркими эмоциями и добрым волшебством. Одной из пьес, входящих в удивительный сборник стала задорная «Полька».
Музыкальный альбом сочинялся Петром Ильичём в усадьбе Каменка, принадлежавшей Льву Васильевичу Давыдову - мужу любимой сестры композитора Александры Ильиничны. Прекрасная природа данного поместья, располагавшегося близ Киева, всегда вдохновляла Чайковского на создание гениальных произведений. Однако в данном случае появлению на свет данного выдающегося сочинения способствовали не только красивые пейзажи, но и общение с дорогими его сердцу племянниками и племянницами. Пётр Ильич очень любил с ними гулять и играть. Вместе они запускали фейерверки и организовывали весёлые праздники. То есть окружающая Чайковского обстановка была очень доброжелательной, комфортной и самое главное, отвлекающей от мрачных мыслей, преследовавших его последнее время.
Дело в том, что ровно год назад, Пётр Ильич совершил необдуманный поступок: он спешно женился на Антонине Милюковой – женщине, в которой быстро разочаровался. Сожаление об опрометчивом содеянном было до такой степени сильным, что это сказалось на здоровье композитора. Чтобы хоть как-то улучшить своё эмоциональное состояние Чайковский по совету врачей принял решение покинуть Россию. Его путь лежал через города Европы в солнечную Италию. В этой стране с благоприятным климатом композитор задумал провести несколько месяцев и восстановить свои жизненные силы. Спустя время в Италии к Чайковскому присоединился его младший брат Модест Ильич, однако он приехал ни один, а со своим воспитанником Колей Конради. Несмотря на то, что мальчик имел серьёзный недуг: от рождения он был глухонемым, Пётр Ильич с большим удовольствием занимался с подростком, который отличался не только добродушным характером, но и удивительной природной сообразительностью. Впрочем, Коля был не единственный ребёнком, общение с которым положительно сказывалось на душевном состоянии композитора. На улицах городов Италии он встречал немало талантливых детей, своим искусством зарабатывающих себе на кусок хлеба. В середине декабря 1977 года Пётр Ильич писал своей покровительнице Надежде Филаретовне фон Мекк, что во Флоренции услышал пение десятилетнего мальчика, поразившее его до глубины души. Юный вокалист красивым голосом с бархатным окрасом под гитарный аккомпанемент так талантливо исполнял народную песню, что и настоящие артисты не всегда так могут. Молодое дарование так тронуло сердце композитора, что уже тогда он решил, что сочинит миниатюрные пьесы для детей и в письме от 14 февраля уведомил об этом издателя Петра Ивановича Юргенсона.
В Россию Чайковский вернулся лишь в апреле и сразу отправился к сестре в Каменку, однако в этот свой визит он особо внимательно присматривался к музыкальным занятиям своих юных родственников. Затем тщательно проанализировав свои наблюдения, приступил к созданию миниатюрных пьес для детей, среди которых упомянутая выше «Полька». В середине июля все произведения были отредактированы и отправлены в издательство в Москву, а на накануне Рождества они, с посвящением племяннику Володе Давыдову, вышли из печати под общим заголовком «Детский альбом. Сборник легких пьесок для детей. Подражание Шуману».
Содержание фортепианной миниатюры «Полька»
Полька – это весёлый двухдольный фольклорный танец, который как правило исполняют парами, двигаясь по кругу лёгкими подскоками. Данным жизнерадостным танцем Пётр Ильич завершает в «Детском альбоме» танцевальную мини-сюиту, в которую также входит «Вальс» и «Мазурка». Грациозная миниатюра, изложенная в тональности Си-бемоль мажор, музыкальном размере 2/4 и с темповым указанием moderato (умеренно), заключена автором в трёхчастную форму.
Произведение открывается задорным музыкальным мотивом с ритмическим рисунком, основу которого составляют четыре восьмые ноты. Третья из них, приходящаяся на вторую долю, является своеобразной опорной точкой. Она дробится на две шестнадцатые, которые украшены коротким форшлагом. Четыре таких тактовых мотива составляют первое предложение начального периода. Музыкальная линия поначалу в нём движется вверх, но затем опускается, а звучит это как вопрос и ответ. Кульминация в каждом таком построении приходится на начало третьего такта. Там располагается не только самая высокая нота, но и вершина динамической волны.
Второе предложение поначалу повторяет первое и лишь в заключительном такте происходят изменения: музыкальная тема уходит в доминантовую тональность. Следующий далее период не только репризно повторяет предшествующий, но и завершает начальную часть.
В средней части характер произведения заметно преображается. Музыка приобретает оттенок комической неуклюжести и даже нарочитой грубоватости. Такое впечатление складывается из-за того, что мелодия, в первой части звучащая в верхнем голосе, переходит в нижний регистр, а аккомпанемент соответственно в верхний. То есть если в начале произведения музыка рисует образ грациозной, изящно танцующей маленькой девочки, то в среднем разделе на первый план выходит её неповоротливый партнёр, чьи движения весьма угловаты.
Средняя часть представляет собой неделимое построение, включающее в себя десять тактов, в котором музыкальная мысль претерпевает непрерывное развитие. Далее следует четырёхтактовая связка, подводящая к заключительной, репризной части. Композитор представил её в сокращённом варианте, а именно в одном периоде. В нём изменены лишь два заключительных такта, модулирующие текст в главную тональность произведения.
Важные моменты, на которые надлежит обратить особое внимание при разучивании миниатюры «Полька» П.И. Чайковского
- Чтобы в пьесе достичь грациозного звучания, необходимо добиться легкого и чёткого стаккато в партиях как правой, так и левой руки.
- Переход от первой части к среднему разделу, то есть передача темы от правой руки в левую должен пройти незаметно.
- В данной танцевальной пьесе не нужно излишне увлекаться темпом.
- При работе над характером произведения важно тщательно выполнять все динамические указания, выставленные автором.
«Полька». Данная жизнерадостная миниатюра с очаровательным и грациозным мотивом у юных музыкантов, постигающих азы игры на фортепиано, пользуется неизменной популярностью. Разучивая её ученик решает различные художественные и технические задачи, и это помогает ему в дальнейшем освоении инструмента, а создание задуманного композитором яркого образа стимулирует творческое мышление ребёнка.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: