Пётр Ильич Чайковский «Зимнее утро»

 

Пётр Ильич Чайковский «Зимнее утро»

«Детский альбом». Это выдающееся творение гениального русского композитора Петра Ильича Чайковского, являющееся замечательным образцом мирового музыкального фонда для юных пианистов, хорошо известно как в нашей стране, так и за её пределами. Его называют удивительной «Азбукой музыки», поскольку начинающие исполнители, знакомясь с циклом, состоящим из двадцати четырёх миниатюр, сразу увлечённо включаются в творческий процесс. Они с удовольствием погружаются в близкий и понятный им мир детства, в котором можно мечтать, фантазировать, играть в любимые игрушки, слушать занимательные волшебные сказки и при этом заинтересованно постигать азы исполнительского искусства. «Детский альбом» повествуют об одном дне жизни ребёнка, который начинается с «Утренней молитвы». Затем следует живописная композиция «Зимнее утро», которая поэтически отражает атмосферу наступающего дня.

Историю создания фортепианной пьесы «Зимнее утро» Петра Ильича Чайковского, а также музыкальное содержание произведения читайте на нашей странице.

 

 

 

История создания

Вне всякого сомнения, что сочинение миниатюры «Зимнее утро» тесно связано с историей создания Чайковским всего цикла фортепианных пьес «Детский альбом». Пётр Ильич написал его весной и летом 1878 года в поместье Каменка, где со своим большим и дружным семейством проживала младшая сестра композитора Александра Ильинична Давыдова. Эта усадьба, находящаяся неподалёку от Киева, была у Чайковского излюбленным местом, располагавшим его к написанию выдающихся музыкальных шедевров.

Петр Ильич Чайковский

Именно здесь в окружении живописной природы и в уютной домашней обстановке из-под пера композитора вышли три симфонии, три оперы, среди которых знаменитый «Евгений Онегин», а также балет «Лебединое озеро». Помимо творческого вдохновения у Петра Ильича была ещё одна причина, по которой он так стремился в Каменку – это обожаемые племянники и племянницы. Любовь к детям сестры у композитора была безгранична. Юные родственники тоже с нетерпением ждали приезда своего дяди Пети, ведь никто кроме него не рассказывал им об увлекательных дальних странах, в которых ему пришлось побывать. Каждый раз Чайковский одаривал детей множеством подарков, а помимо того баловал, выполняя любое их пожелание.

 

С дядей Петей можно было запускать фейерверки, устраивать танцевальные вечера, весело играть или запросто поболтать о чём-либо. Безусловно, что Чайковский в такой добродушной обстановке, которая ему была невероятно мила, чувствовал себя по-настоящему счастливым. Она настраивала композитора на творческий лад и благоприятствовала появлению новых сочинений, среди которых были фортепианные миниатюры, объединённые в «Детский альбом».

Александра Ильинична Давыдова, сестра Чайковского

Однако необходимо заметить, что созданию цикла предшествовали весьма огорчительные события, произошедшие в личной жизни Петра Ильича за год до этого. Летом 1877 года Чайковский женился на Антонине Милюковой. Это был не совсем обдуманный поступок, впоследствии принёсший композитору довольно много неприятностей. Быстро разочаровавшись в своей супруге, отличавшейся истеричным характером, Пётр Ильич находился в подавленном состоянии, которое могло привести его к нервному расстройству. Во избежании такого исхода событий, он принял решение уехать из России, чтобы сменить обстановку и немного отвлечься от мрачных мыслей.

 

Совершая вояж по европейским странам, Чайковский стал понемногу развеиваться, однако он скучал по общению с родными людьми и поэтому в письме попросил своего брата Модеста составить ему компанию в этом путешествии. С удовольствием откликнувшись на просьбу Петра Ильича, младший брат приехал в Италию, где в то время находился композитор, но прибыл туда не один, а со своим подопечным – глухонемым мальчиком Колей Конради. Чайковский прежде уже был знаком с воспитанником Модеста и относился к нему с большим вниманием. Петру Ильичу нравился смышлёный и кроткий по нраву подросток, и он с удовольствием занимался с Колей, с восторгом наблюдая за его успехами. Впрочем, подопечный брата был не единственный ребёнок, с которым во время этого путешествия общался композитор. На улицах Италии он нередко встречал подростков, своими выступлениями собирающих публику и тем самым зарабатывающих себе на жизнь. Например, во время прогулок по Флоренции Петру Ильичу особенно запомнился юный певец - мальчик Витторио, так задушевно исполнявший народные песни, что композитор даже прослезился.

Италия во времена Чайковского

Вот такие забавные знакомства и натолкнули Чайковского на мысль о сочинении произведений, способствующих творческому формированию юных музыкантов. Пётр Ильич и ранее отмечал, что репертуар, применяемый при обучении детей, небогат и из того что существует, особый интерес вызывает лишь сборник фортепианных миниатюр «Альбом для юношества» немецкого композитора - романтика Роберта Шумана, написанного им для любимой дочери. Размышляя над данной идеей, Чайковский написал послание владельцу нотного издательства Петру Ивановичу Юргенсону, чтобы изначально заручиться его поддержкой, и сразу по возвращению на родину, получив одобрительный ответ от издателя, он отправился в Каменку, чтобы в благоприятной для него атмосфере осуществить задуманное. На этот раз дядя Пётя с особым вниманием присматривал за занятиями по фортепиано своих племянниц и племянников, постоянно для себя что-то подмечая. Так он подготавливался к созданию цикла детских произведений, у которых непременно должны быть привлекательные для юных исполнителей заглавия.

К работе над сборником детских пьес, в который вошло вышеупомянутое «Зимнее утро» Чайковский приступил в последние дни апреля, а последнюю ноту в нём написал уже в мае. Затем полтора месяца он потратил на редактирование композиций и в июле отправил нотный материал в издательство. На титульном листе Пётр Ильич сделал надпись о посвящении «Детского альбома» Володе Давыдову – племяннику композитора.

Впервые юные музыканты познакомились с детскими пьесами, которые для них сочинил знаменитый композитор Чайковский, накануне Рождественских праздников 1878 года.

 

«Детский альбом» Чайковского Чайковский с женой Антониной Милюковой

 ноты «Зимнее утро»

 

Содержание пьесы «Зимнее утро»

«Зимнее утро». В фортепианном цикле «Детский альбом» эту живописную музыкальную композицию, в которой красочно проиллюстрировано морозное зимнее утро, Петр Ильич Чайковский разместил на второй позиции. Музыкальный материал произведения, несмотря на то, что изначально оттенён мажорной тональностью и отличается лёгким фактурным изложением с немного заострённым ритмическим рисунком, настраивает на то, что за окном ненастье с пронзительным ветром и разыгравшейся метелью. Естественно, что в такую неприветливую погоду гулять не пойдёшь и придётся весь день сидеть дома. Настроение от этого меняется и музыка становиться жалобной и даже немного встревоженной.

Пьеса, написанная в простой трёхчастной форме, музыкальном размере 2/4 и с авторским темповым указанием Allegro, начинается со светлого Ре-мажора, однако затем модулирует в параллельный си минор, которым впоследствии и заканчивается произведение.

Тематический материал первого раздела произведения, при постоянном динамическом нарастании, строится на последовательности коротких поднимающихся вверх мотивов с ниспадающими секундами. Такое строение мелодической линии явственно отображает оживлённого ребёнка, радующегося наступлению нового дня.

Спустя шестнадцать тактов начинается средняя часть, вносящая в музыку композиции немного грустный оттенок, который отражает испортившееся настроение малыша из-за того, что на улице плохая погода и нельзя пойти погулять. Нисходящие секундовые интонации здесь приобретают более тёплый эмоциональный оттенок, так как передают жалобные всхлипы расстроенного ребёнка. Когда наступает реприза, оживлённая музыка возвращается вновь, однако всё же произведение завершается восьмитактовой кодой, музыка которой окрашена в печальные тона средней части.

«Зимнее утро». Эта небольшая живописная композиция, входящая в «Детский альбом», сочинённый великим Чайковским, имеет большую художественную и педагогическую ценность. Юных исполнителей в ней привлекает мелодическая выразительность и простота гармонического языка, а несложность фактурного изложения делает это произведение доступным и легко запоминающимся для начинающих пианистов.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: