Пётр Ильич Чайковский «Мама»
Пётр Ильич Чайковский - гениальный русский композитор, чей вклад в сокровищницу мировой музыкальной культуры оценить невозможно. Его симфонические произведения являются самыми исполняемыми, а оперы и балеты не сходят со сцен лучших мировых музыкальных театров. Однако заслуга выдающегося маэстро состоит не только в сочинении множества достойных восхищения разножанровых произведений для взрослых слушателей. Большое внимание Чайковский уделял творческому развитию подрастающего поколения. Произведения композитора в педагогическом репертуаре музыкальных школ занимают важное место, но особое признание и любовь получил фортепианный цикл «Детский альбом». Двадцать четыре очаровательные миниатюры погружают в чудесный мир детства, в котором есть увлекательные занятия, весёлые игры и волшебные сказки, но самое главное в нём есть мама. Пётр Ильич посчитал обязательным вставить в свой цикл для юных музыкантов пьесу «Мама», ведь мама для нас не только самый дорогой и близкий человек, но и символ доброты и любви.
Историю создания пьесы Чайковского «Мама», а также музыкальное содержание произведения читайте на нашей странице.
История создания
Фортепианная миниатюра «Мама», как и другие произведения, входящие в «Детский альбом», была написана Петром Ильичом летом 1878 года. Однако следует заметить, что созданию бесценного творения композитора предшествовали события, произошедшие в личной жизни композитора за год до этого. В июле 1877 года Чайковский совершил необдуманный поступок, о котором впоследствии жалел до конца своей жизни. Он женился на Антонине Милюковой – особе, в которой в скором времени сильно разочаровался.
Чтобы отогнать от себя мрачные мысли, постоянно преследовавшие композитора и доводившие его до нервного расстройства, Пётр Ильич решил спешно покинуть Россию, чтобы немного развеяться в путешествиях по странам Европы. В Италии душевное состояние Чайковского значительно улучшилось, возможно, на это повлиял приезд брата Модеста и его глухонемого воспитанника Коли Конради. К этому мальчику композитор относился с большой теплотой. Забота о Коле и каждодневные занятия с ним доставляли Петру Ильичу немало радостных моментов, тем самым возвращая ему душевный покой.
Однако композитор, не равнодушно относившийся к детям, наделял своим вниманием не только воспитанника Модеста Ильича. Прогуливаясь по улицам итальянских городов, он часто встречал там совсем юных артистов, выступавших перед случайно собравшейся публикой, подобным образом, зарабатывавших себе на существование.
Особые восторги от Чайковского получил флорентийский мальчик Витторио. Его красивый голос и вдохновенное пение настолько впечатлили выдающегося маэстро, что он рассказывал об этом талантливом исполнителе в письмах своим друзьям. Такое интересное соприкосновение с миром детства навеяло Петру Ильичу мысль о создании небольших произведений для творческого развития подрастающего поколения. На самом деле в то время музыкальная литература для юных исполнителей не отличалась большим разнообразием. Из того что было, особого внимания заслуживал «Альбом для юношества» Роберта Шумана, который немецкий композитор – романтик сочинил для своей семилетней дочери Марии, а также небольшое наследие от великих классиков: И.С. Баха, В.А. Моцарта и Л.В. Бетховена. Обдумывая свою идею, Чайковский первым делом решил разузнать, как ней отнесётся глава музыкального издательства Пётр Иванович Юргенсон. В феврале он отправил издателю письмо и в скором времени получил одобрительный ответ.
Через два месяца, вернувшись на родину, Чайковский прежде всего посетил Каменку – поместье семьи Давыдовых, расположенное неподалёку от Киева. В этой усадьбе проживала сестра композитора Александра Ильинична со своим мужем Львом Васильевичем Давыдовым и их детьми, которых к тому времени было уже семеро. Пётр Ильич очень любил Каменку и не только потому, что живописная природа и уютная атмосфера вдохновляли его на создание выдающихся шедевров, но также за то, что здесь композитор мог по-настоящему расслабиться и отдохнуть. Большое удовольствие в гостях у сестры Чайковский получал от общения с обожаемыми племянниками и племянницами. Вместе они совершали прогулки, играли в разнообразные игры, запускали фейерверки. Пётр Ильич увлечённо рассказывал детям о своих путешествиях по разным странам. Племянницы, любившие танцевать, просили дядю аккомпанировать их танцам и однажды совместными усилиями они даже поставили балет, который назвали «Озеро лебедей». От такого удивительного погружения в безоблачный мир детства композитор чувствовал себя невероятно счастливым. Своей любовью и вниманием Чайковский наделял каждого ребёнка своей сестры, но особую нежность чувствовал к Бобу, так ласково в семье звали шестилетнего Владимира. Мальчик во всём хотел быть похож на своего знаменитого дядю Петю.
Навестив любимых родственников в этот раз, композитор особо внимательно наблюдал за музыкальными занятиями детей, ведь он готовился приступить к сочинению нетрудных для изучения фортепианных пьес, у которых обязательно должны быть привлекательные для юных музыкантов названия. Работа над миниатюрами, в число которых вошло упомянутое выше произведение «Мама», Чайковский начал тридцатого апреля, а закончил уже в мае. После редактирования эскизных материалов, на которое у него ушло около двух месяцев, Пётр Ильич направил сборник в издательство с отметкой о том, что посвящает его Володе Давыдову. «Детский альбом. Сборник легких пьесок для детей. Подражание Шуману» первый раз предстал перед юными музыкантами накануне нового 1879 года.
Содержание
В пьесе с трогательным и нежным названием «Мама» Пётр Ильич Чайковский нарисовал портрет, в котором отобразил нежную женщину, обладательницу мягкого и спокойного нрава. Трогательная и искренняя музыка произведения наполнена особым очарованием, светлой умиротворённостью и сердечностью. В ней композитор выразил тончайшие нюансы душевных переживаний: грустную взволнованность, светлую печаль, беспокойство и озабоченность. Для миниатюры композитор неслучайно выбрал тональность соль мажор, так как считается, что именно она лучше всего может передать нежные и тёплые чувства. Трёхдольный размер произведения – это тоже неспроста: спокойная вальсовость придаёт музыке особую мягкость и плавность. О характере музыки говорят и авторские указания, сделанные традиционно на итальянском языке: moderato (умеренно), molto espressivo e dolce (с большим чувством и нежностью). Пьеса, от начала и до конца имеющая единую фактуру, заключена в трёхчастную форму, с кодой.
Произведение начинается с проведения поэтически выразительной мелодии, которая пропевается дуэтом верхнего и нижнего голоса, движущимися параллельно на расстоянии децимы. Необходимо обратить внимание на необычную фразировку в первой части: трёхзвучные мотивы, из которых состоит мелодическая линия, начинаются со второй доли и заканчиваются на первой доли следующего такта. Особую красоту музыке придают подголоски тенорового голоса.
Средняя кульминационная часть пьесы, начинающаяся с девятого такта, особого контраста не содержит, однако характер музыки немного меняется. В мелодии появляются интонации трепетности и грустной взволнованности, возникающие из-за смещения акцентов, попадающих в тактах на разные доли.
Далее музыка вновь приобретает светлый окрас, так как начинается третий раздел, который точно повторяет тематический материал первой части. В коде интонации приобретают ещё более нежный и ласковый оттенок.
Основные трудности, возникающие при разучивании фортепианной миниатюры «Мама».
- В пьесе не совсем обычная фразировка, в которой окончание мотива приходится на сильную долю такта. Это представляет определённую трудность, так как требует мягкого исполнения окончания фраз.
- В данной композиции важно добиться, чтобы мелодия, состоящая из трёхзвучных мотивов, была единой, а не раздробленной.
- Ещё одна сложность данного произведения заключается в лигах. Несмотря на то, что верхний и нижний голоса движутся синхронно, композитор лигами связал мотивы совершенно по-разному. Голоса из-за этого становятся самостоятельными и приобретают совершенно разные мелодические узоры.
- Необходимо обратить внимание на партию левой руки. Она представляет сложность, так как из-за больших растяжек не всегда удобна в исполнении на фортепиано. Помимо этого важно красиво вести мелодическую линию, проходящую в басах, а теноровые подголоски играть значительно тише.
- Большое значение в пьесе имеет педализация. Она обогащает звучание, а также имеет тембровую функцию.
Мама – это простое, но чудесное слово дорого для каждого ребёнка, поэтому трогательная и искренняя музыка, сочинённая великим Петром Ильичом Чайковским и названная «Мама», так сильно задевает струны детской души. Светлая умиротворённость композиции навевает приятные воспоминания о самом близком и родном человеке, чья любовь, доброта и поддержка сопровождают нас всю жизнь.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Пётр Ильич Чайковский «Мама»