Пётр Ильич Чайковский «Камаринская»

 

Пляска. К этому импровизационному весёлому танцу в нашем отечестве издревле относились с большой любовью. Тесно связанная с бытом и обычаями, пляска, во всей полноте отражая жизнь русского человека, всегда была важным элементом народных праздников, а потому в нынешнее время известно много разновидностей этого задорного танца. Сегодня наибольшим признанием пользуются «Барыня», «Цыганочка», «Трепак» и конечно же, отмеченная особой удалью «Камаринская». Эта пляска, известная с давних веков, завоевала особую популярность благодаря творениям великих композиторов: Михаила Ивановича Глинки, прославившему её в гениальном одноимённом симфоническом произведении и Петра Ильича Чайковского, включившему вариации на эту тему в фортепианный цикл «Детский альбом».

Историю создания пьесы «Камаринская» Петра Ильича Чайковского, а также интересные факты и содержание произведения читайте на нашей странице.

 

 

 

Краткая история

История сочинения фортепианной миниатюры «Камаринская» непосредственно связано с созданием Чайковским цикла «Детский альбом», который из-под пера композитора вышел в июле 1878 года. Пётр Ильич в то время находился в гостях у своей младшей сестры Александры Ильиничны, проживавшей вместе с мужем Львом Васильевичем Давыдовым в прекрасном поместье Каменка.

Александра Ильинична Давыдова, сестра Чайковского

В семье к тому времени было семеро детей, которых композитор обожал, и в каждый свой приезд одаривал подарками. Однако юные родственники ждали любимого дядю Петю не только из-за этого. Вместе они много гуляли, играли, запускали фейерверки, устраивали шутливые балы. От весёлой болтовни детей и их задорных проказ Чайковский чувствовал себя безмерно счастливым. И вот в такой благоприятной и подходящей для сочинения «Детского альбома» обстановке был написан данный замечательный цикл. При этом весьма важно заострить внимание на том, что идея создания сборника лёгких детских песенок пришла композитору не сразу. Он начал вынашивать её несколько месяцев назад, ещё в Италии, куда Чайковский уехал после того, как совершил опрометчивый поступок, поспешно женившись на Антонине Ивановне Милюковой – женщине с истерическим характером. Разочарование Петра Ильича от бракосочетания было настолько сильным, что он оказался на гране нервного срыва. Единственным выходом из сложившейся тупиковой ситуации являлся незамедлительный отъезд из России. Композитору необходимо было развеять мрачные мысли, которые могли привести к плачевным последствиям.

Петр Ильич Чайковский с Антониной Милюковой

Ненадолго останавливаясь в Берлине, Вене и Париже, Чайковский стремился в Италию. Он хотел провести там несколько месяцев и окончательно восстановить своё здоровье. А чтобы пребывание в этой солнечной стране было более приятным, Петр Ильич в письме попросил своего брата Модеста составить ему компанию. Модест Ильич приехал, но не один, а со своим подопечным – глухонемым мальчиком Колей Конради. С этим парнишкой, который отличался кротким нравом и необычайной сообразительностью, Чайковский был знаком давно и занятия с ним доставляли композитору большое удовольствие. Однако Коля был не единственным подростком, с кем Пётр Ильич общался, пребывая в Италии. Однажды прогуливаясь по улицам Флоренции, он услышал чудесное пение. Песню, аккомпанируя себе на гитаре, исполнял десятилетний мальчик по имени Витторио. Красивый голос так поразил композитора, что он захотел послушать этого вокалиста ещё раз. Талант малолетнего флорентийца заставил Чайковского задуматься на тем, что он как композитор мог бы поспособствовать развитию юных дарований. К примеру, как немецкий композитор Роберт Шуман сочинить ряд небольших фортепианных миниатюр и обязательно с привлекательными названиями. С вновь зародившейся идеей Чайковский в письме в феврале 1878 года поделился с главой московского издательства Петром Ивановичем Юргенсоном и вскоре без всяких оговорок получил одобрение.

 

В апреле вернувшись в Россию, Чайковский сразу отправился в Каменку.  В этот свой приезд Пётр Ильич, как всегда, много времени уделял своим племянниками племянницам, но как никогда ранее внимательно наблюдал за их музыкальными занятиями. Проанализировав свои наблюдения, композитор уже в последних числах апреля приступил к сочинению детских пьесок, среди которых была вышеупомянутая «Камаринская». Всё композиции были отредактированы в июле и сразу отправлены в Москву в издательство Юргенсона. «Детский альбом. Сборник легких пьесок для детей. Подражание Шуману» с посвящением любимому племяннику композитора Володе Давыдову были опубликованы лишь накануне Рождества.

 

«Детский альбом» Чайковского Петр Ильич Чайковский 

 ноты «Камаринской» 

 

Интересные факты

  • «Камаринская» - это весёлая русская песня, сопровождаемая удалым переплясом. Время происхождения пляски точно неизвестно, однако по предположению фольклористов в народе её стали распевать ещё в те времена, когда Камаричи - одна из волостей Брянского уезда, находились под властью Речи Посполитой (XVI – XVIII века). Несмотря на то, что «Камаринская» считалась аморальной мужицкой пляской, в XVIII—XIX веках она постоянно включалась в программу балов и ассамблей, где присутствующие вельможи отплясывали её с большим удовольствием.
  • Все пьесы из «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского в рамках педагогического репертуара учащихся музыкальных школ являются весьма популярными, однако по статистике лидирующее место среди них занимает именно «Камаринская».
  • Особую популярность тема русской плясовой про камаринского мужика получила после того, как в 1848 году великий Михаил Иванович Глинка по совету своего друга Ширкова Валериана Фёдоровича положил её в основу Симфонической фантазии на две русские темы с названием «Камаринская».
  • Интересен тот факт, что Пётр Ильич Чайковский, как и Михаил Иванович Глинки использовал для «Камаринской» вариационную форму, а также жизнерадостную тональность Ре мажор.
  • В 1980 году на киностудии «Союзмультфильм» режиссёром Инессой Ковалевской, разработавшей тематику, основанной на фольклорных песнях и шедеврах отечественной классики, был снят фильм «Камаринская». Несмотря на то, что лента была озвучена музыкой М.И. Глинки, она также способствовала популяризации одноимённой композиции из «Детского альбома» П.И. Чайковского.

 
 

 

Содержание

Пётр Ильич Чайковском очень любил путешествовать и потому не упустил возможности своими впечатлениями от посещения разных стран поделиться с юными музыкантами на страницах «Детского альбома». Солнечную Италию композитор представил такими миниатюрами, как «Неаполитанская песенка», «Шарманщик поёт» и «Итальянская песенка». Францию он изобразил музыкальными звуками в «Старинной французской песенке», а Германию – в «Немецкой песенке». Впрочем, по признанию самого композитора, несмотря на красоты зарубежных пейзажей, ничего милее России для него никогда ничего не было, и потому тему своего народа, а также всю влюблённость в родную Отчизну он живописно отобразил в произведениях, которые в «Детском альбоме» составили своеобразную «русскую сюиту».  В неё вошли три пьесы: выразительная «Русская песня», колоритная зарисовка «Мужик на гармонике играет» и удалая пляска «Камаринская», которую Пётр Ильич наполнил искрящимся весельем.

Этот безудержный плясовой наигрыш Чайковский начинает с представления основного мотива, а затем раскрашивает его тремя яркими вариациями в тональности Ре мажор и темпе Vivace. Главную тему композитор преподносит в полифонической фактуре и трёхголосном изложении, где верхний голос озвучивает мелодию, бас – это непрерывное звучание тонического звука, а средний голос – постоянно повторяющаяся самостоятельная мелодическая линия, напоминающая монотонное звучание волынки.

Первая вариация – это искусное узорчатое расцвечивание основного мотива, поддерживающегося пружинистыми аккордами в левой руке. Следующее варьирование темы представлено насыщенными двухоктавными аккордами, которые несмотря на их короткую длительность немного утяжеляют звучание лихой молодецкой пляски. Ярко звучащие на forte, они являются кульминацией всей композиции. Далее вновь возвращается легкое и подвижное, сохраняющее штрих стаккато, преобразование тематического материала. Весьма своеобразный аккомпанемент, включающий квинту на тонике и терцию на субдоминанте, создают оригинальный народный окрас.

Трудности, возникающие у юного пианиста при разучивании пьесы «Камаринская»

  • Определённую сложность при разучивании миниатюры представляет работа над артикуляцией. Например, при изложении основной темы необходимо отработать лёгкое и непринуждённое стаккато в верхнем голосе и маркато в среднем. Также следует заострить особое внимание на исполнение аккордов во второй вариации. Они должны звучать пружинисто, но в то же время чётко и компактно. Здесь важную роль играет правильная педализация( короткая педаль на каждый аккорд).
  • В свою очередь особого внимания к себе требует, весьма напоминающий шутливые реплики, аккомпанемент в третьей вариации. Сложность представляют акценты на конце лиги.
  • «Камаринская» предполагает исполнение в быстром темпе и потому требует от юного музыканта определённых технических навыков. Увеличивать темп произведения следует постепенно в процессе его разучивания.

 

«Камаринская». Эта жизнерадостная композиция, представленная Петром Ильичом Чайковским в «Детском альбоме» в виде задорных вариаций, в нынешнее время входит в число самых исполняемых произведений репертуара детских музыкальных школ. Педагогическая и художественная ценность этой миниатюры весьма велика. Преодоление технических трудностей пьесы способствует дальнейшему творческому развитию юного музыканта, но особо важно, что она приобщает подрастающее поколение к культурному наследию нашего народа.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: