Пётр Ильич Чайковский «Песня жаворонка»

 

Природа. Это поражающее своим совершенством Божье творение во все времена вдохновляло творческих людей на создание выдающихся шедевров. Однако не только красивые пейзажи волновали художников, поэтов и композиторов, большой популярностью у них пользовалась тематика, связанная с птицами. Пернатые всегда удивляли человека красотой и разнообразием своего пения. Возможно поэтому музыкальные сочинители довольно часто в своих произведениях воспевали этих удивительных певчих природы. К примеру, Луи Клод Дакен в фортепианной миниатюре колоритно изобразил кукушку, Александр Алябьев в романсе отдал предпочтение голосистому соловью, а Михаил Глинка превознёс жаворонка. Не остался в стороне от такой благодатной темы и великий Пётр Ильич Чайковский. В его творческом наследии тоже есть композиции, восхваляющие птиц, и одна из них с говорящим названием «Песня жаворонка» является составляющей знаменитого «Детского альбома».

Историю создания композиции «Песня жаворонка» Петра Ильича Чайковского, а также интересные факты и содержание произведения читайте на нашей странице.

 

 

 

Краткая история

Композицию «Песня жаворонка» как и другие пьесы, вошедшие в «Детский альбом» Чайковский сочинил в мае 1878 года. Однако необходимо отметить, что композитор создавал этот замечательный цикл не в минутном порыве, а вынашивал прекрасную идею несколько месяцев.

Ровно за год до этого, а именно с весны 1877 года Пётр Ильич всё чаще стал размышлять о том, что ему необходимо жениться. Это намерение, за которым последовал поспешный выбор спутницы жизни, было весьма необдуманным и вскоре об этом композитор сильно пожалел. Разочарование последовало через несколько недель после венчания, которое состоялось в начале июля 1877 года. Супруга Чайковского - Антонина Ивановна Милюкова отличалась неуравновешенным и даже истеричным характером и это настолько сильно стало раздражать Петра Ильича, что привело его к нервному расстройству и возникновению мрачных мыслей. Чтобы избежать нехороших последствий, композитор принял решение срочно покинуть Россию.

Петр Ильич Чайковский с Антониной Милюковой

Вояж композитора проходил по нескольким европейским государствам, но в конечном итоге он стремился в Италию, так как считал, что именно там сможет по-настоящему поправить своё здоровье. Прибыв в эту солнечную страну, Чайковский почувствовал себя лучше, однако ему не хватало общения с родными близкими людьми.  В связи с этим Пётр Ильич в письме обратился с просьбой к своему брату Модесту, чтобы он в этом путешествии составил композитору компанию. Модест Ильич с удовольствием откликнулся на этот призыв, но приехал не один, а вместе со своим глухонемым воспитанником Колей Конради. Этого мальчика Чайковский знал хорошо и относился к нему очень трепетно. Несмотря на свои физические недостатки Коля был добрым и смышлёным, а потому Пётр Ильич с удовольствием с ним занимался и от души радовался успехам мальчугана. Однако воспитанник брата был не единственным ребёнком, с которым композитор общался в Италии. Однажды на улице Флоренции он услышал столь чудесное пение, что не мог пройти мимо. Исполнителем оказался десятилетний мальчик Витторио. Аккомпанируя себе на гитаре, он так завораживающе пел, что Чайковский захотел послушать вокалиста ещё раз, а затем своими восторженными впечатлениями поделился в письмах с друзьями в России. Вот именно тогда Пётр Ильич, серьёзно размышляя о том, что он как композитор тоже может внести свой вклад в развитие способностей талантливых детях, припомнил прекрасный сборник фортепианных миниатюр «Альбом для юношества», который создал немецкий композитор Роберт Шуман для своей семилетней дочурки Марии. Обдумывая данную идею, Чайковский замыслил сочинить небольшие пьески для начинающих музыкантов. Об этом в письме он поделился с главой издательского дома Петром Ивановичем Юргенсоном и в скором времени получил одобрительный ответ.

Петр Ильич Чайковский

По возвращении в апреле 1878 года в Россию Чайковский сразу направился в Каменку – поместье, где со своей дружной семьёй проживала любимая сестра композитора Александра Ильинична Давыдова.  Пётр Ильич очень любил это местечко, поскольку живописная природа навевала ему выразительные мелодии для произведений, уютная семейная обстановка располагала к полноценному отдыху, а приятное общение с любимыми племянницами и племянниками наполняло душу безграничной радостью. Композитору доставляло чрезмерное удовольствие гулять и играть с детьми, запускать с ними фейерверки и ставить музыкальные спектакли. Однако в этот свой приезд Чайковский помимо излюбленных занятий с юными родственниками с особым вниманием следил за их музыкальными занятиями. Он это делал, чтобы осуществить то, что задумал в Италии, а именно сочинить небольшие пьески для юных пианистов и обязательно с привлекательными для детей заголовками.

 

К работе над циклом, в который вошла живописная миниатюра «Песня жаворонка» Пётр Ильич приступил в последних числах апреля, а окончательно все произведения оформил в июле. С посвящением любимому племяннику Володе Давыдову, композитор безотлагательно отправил сборник в Москву издателю Юргенсону, однако познакомиться с ним начинающие музыканты смогли только в конце года, когда «Детский альбом. Сборник легких пьесок для детей. Подражание Шуману» вышел из печати.

 

«Детский альбом» Чайковского Петр Ильич Чайковский 

 ноты «Песни жаворонка» 

 

Интересные факты

  • Жаворонок – эта звонкоголосая небольшая птичка по размеру немногим больше воробья. Она не обладает яркой внешностью, но имеет такой чудесный голос, что её и мелодическим пением, сообщающем о приходе весны люди наслаждаются на разных континентах. При средней длине тела, составляющей четырнадцать сантиметров, и весе всего сорок пять грамм, жаворонок имеет довольно большие крылья, позволяющие ему быстро и ловко летать. В данном птичьем семействе поют только самцы, при этом каждый индивидуум имеет свой неповторимый тембр голоса, которым выводит свойственные только ему пассажи. Песня жаворонка обычно длиться чуть более десяти минут, затем птичка немного отдыхает и вновь, чтобы завлечь самку, заводит свою чарующую песню.
  • На Руси существовало такое поверье, что настоящую весну на своих крыльях приносят жаворонки. В связи с этим хозяюшки к 22 марта («День сорока мучеников») из постного теста пекли булочки-жаворонки. Их раздавали детям, чтобы те рассаживали печёных птичек на деревья и крыши, а также подбрасывали к небу и пели песенки, зазывающие весну.
  • Композиция с подобным названием, а именно «Март. Песнь жаворонка» встречается у Петра Ильича Чайковского в другом знаменитом его творении, имеющим название «Времена года». Данный цикл композитор создал двумя годами ранее, а именно в 1876 году, по заказу владельца нотного издательства Николая Матвеевича Бернарда.
  • По мнению многих музыковедов именно «Песня жаворонка» является кульминацией всего цикла «Детский альбом».
  • Русские поэты, среди которых И.П. Клюшников, А.А. Дельвиг, В.А. Жуковский, С.Е. Раич, Н.Г. Цыганов, в своих творениях тоже выражали свои восхищения от пения жаворонка, однако самыми популярными стали поэтические строки Нестора Васильевича Кукольника: «Между небом и землей песня раздается», которые великий Михаил Иванович Глинка положил в основу своего знаменитого романса.

 
 

 

Содержание

Пётр Ильич Чайковский, всегда получавший композиторское вдохновение от общения с природой, посчитал непременным отобразить её красоты в сборнике фортепианных миниатюр, который он предназначил для юных музыкантов. Такой пьесой является, окрашенная звонкими птичьими трелями и пропитанная светом и радостью восхитительная «Песня жаворонка». В этой живописной композиции автор фантазийно, через звонкоголосое щебетание на небесном своде прелестной птички, изобразил прогреваемую весенним ласковым солнышком и пробуждающуюся после зимы природу. Однако не только птичьи переливы проиллюстрировал композитор в этой пьесе. Его внимание также направлено на передачу эмоционального состояния человека, душа которого наполняется весенним настроением от чудодейственных пассажей маленькой птички. 

Пропитанную солнечными эмоциями завораживающую песню жаворонка автор изобразил при помощи триолей и форшлагов, звучащих в верхнем регистре, а именно третьей и четвёртой октаве. Музыка произведения звучит прозрачно и легко. Данный эффект достигается особым композиторским приёмом: мелодические мотивы автор начинает и заканчивает на слабых долях. В связи с этим возникает впечатление, что музыка, парящая как птичий полёт, не имеет сильных долей.

Для изображения заливистого беззаботного пения жаворонка композитор выбрал тональность Соль мажор, тактовый размер ¾ и простую трёхчастную форму.

Как таковой мелодической линии в данной композиции нет. Весь музыкальный материал пьесы построен, на выразительных мотивах, основным элементом которых являются триоли, а также цепочках звонких форшлагов, изображающих весёлое щебетание птички. Мотивы с триолями, постоянно уходящие в верхний регистр и правдоподобно имитирующие пение жаворонка, начинаются и завершаются на слабые доли. Они накладываются на аккомпанемент, который, наоборот, подчёркивает каждую долю такта. 

После первого восьмитактового периода повторного строения начинается средний раздел. В нём ситуация во взаимоотношениях между мелодической линией и сопровождением заметно меняется. Теперь голоса изящно сливаются друг с другом, предавая музыке черты светлого лирического вальса. Далее в третьей части, которая за исключением последнего такта репризно повторяет первую, вновь возвращаются игривые птичьи рулады. Вслед за ней звучит небольшая пятитактовая кода, в которой звуки, украшенные форшлагами, с высокой четвёртой октавы поэтапно опускаются вниз и останавливаются на тоническом звуке малой октавы. Создаётся впечатление, что жаворонок с небес опустился на землю.

Основные сложности, возникающие при работе над пьесой «Жаворонок».

  • Поскольку весь мелодический материал композиции в правой руке основан триолях, весьма напоминающих морденты, а также восьмых нотах, декорированных форшлагами, то на такие музыкальные украшения необходимо обратить особое внимание. Они должны звучать ритмически точно и выразительно.
  • Несмотря на то, что в первой и заключительной части пьесы мелодический материал не имеет определённой ритмической опоры, весьма важно прослушать гармонии, возникающие при совместном звучании партий левой и правой руки.
  • Особое значение для создания образа маленькой звонкоголосой птички имеет отработка подробно выписанного композитором динамического плана. Музыкальный материал, на обозначенные автором «пиано» и «пианиссимо», должен звучать ясно и красноречиво.

 

 

«Песня жаворонка». Эта, окрашенная лучезарным настроением зарисовка, созданная Петром Ильичом Чайковским для цикла «Детский альбом», в нынешнее время пользуется большой популярностью у начинающих музыкантов и у их преподавателей. Художественная и педагогическая ценность этого произведения весьма велика. Она не только способствует техническому развитию учащихся, но и активно развивает их воображение и творческую фантазию.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Пётр Ильич Чайковский «Песня жаворонка»