Пётр Ильич Чайковский «В церкви»
Духовная музыка. Так называются музыкальные произведения, которые, как правило, предназначены для исполнения во время богослужения. Музыку, прославляющую Бога, сочиняли многие великие композиторы, среди которых И.С. Бах, Г.Ф. Гендель, А. Вивальди, В.А. Моцарт. В России самым знаменитым церковным композитором считается Дмитрий Степанович Бортнянский. Впрочем, вдохновение и творческий отклик храмовая музыка вызывала и у других мэтров русской классической музыки, среди которых великий Чайковский. Пётр Ильич создал ряд значимых духовных композиций, однако первым произведением, в котором композитор обратился к религиозной тематике была фортепианная миниатюра «В церкви», вошедшая в его знаменитый «Детский альбом».
Историю создания пьесы «В церкви» Петра Ильича Чайковского, а также интересные факты и содержание произведения читайте на нашей странице.
Краткая история
История появления фортепианной миниатюры «В церкви» тесно взаимосвязана с созданием знаменитого цикла «Детский альбом», сочинённого Чайковского в последний весенний месяц 1878 года. Данный творческий период, несмотря большие проблемы, возникшие у Петра Ильича в личной жизни, отличался большой плодотворностью и отметился рождением таких шедевров как Симфония №4 и опера «Евгений Онегин». Эти произведения Чайковский начал сочинять в России, а дописывал за границей, так как его необдуманное венчание в июле 1877 года на Антонине Милюковой, в которой он очень быстро разочаровался, заставила композитора спешно уехать из России. Поняв, что, вступив в брак с женщиной, которую не любил, он совершил большую ошибку, Пётр Ильич, принял решение покинуть родину и несколько месяцев провести за её пределами. Только за границей композитор мог отвлечься от тяжёлых мыслей, которые стали посещать его после опрометчивой женитьбы.
Путешествие по зарубежным государствам Чайковский начал с небольшой остановки в Париже, далее была Женева и Париж и лишь затем он добрался до Италии, куда в конечном итоге стремился. Чтобы скрасить пребывание в этой солнечной стране Пётр Ильич в письме попросил брата Модеста приехать к нему. Модест Ильич с удовольствием откликнулся на эту просьбу, но прибыл в Италию не один, а со своим глухонемым воспитанником Колей Конради. Пётр Ильич хорошо знал и любил этого мальчика: несмотря на физические недостатки он был очень добрым и смышлёным. Занятия с Колей отвлекали композитора от мрачных размышлений о своей незавидной судьбе.
Впрочем, Коля был не единственным ребёнком, общение с которым в Италии доставляло Чайковскому большое удовольствие. Во Флоренции он встретил уличного певца. Мальчику было десять лет и звали его Витторио. Юный вокалист, под аккомпанемент гитары так прекрасно исполнял народную песню, что Петр Ильич захотел послушать его ещё раз. Восхищение композитора было настолько сильным, что он об этом написал своим друзьям в Россию. Талант парнишки навёл Чайковского на мысль, что он как композитор тоже может внести свой вклад в развитие музыкальных способностей подрастающего поколения, например сочинить сборник нетрудных и небольших пьесок, как это сделал немецкий композитор Роберт Шуман. Данная идея так засела Петру Ильичу в голову, что он в феврале 1878 года в письменном послании поведал о ней владельцу нотного издательства Юргенсону.
Вернувшись в Россию в апреле, Чайковский в первую очередь заехал погостить в Каменку – поместье в котором со своим большим семейством проживала сестра композитора Давыдова Анна Ильинична. Эта усадьба композитору была особо дорога, потому как живописная природа вдохновляла его на создание музыкальных произведений, уютная домашняя обстановка помогала полноценно отдохнуть, а общение с любимыми племянниками заставляло душу радоваться. Пётр Ильич с умилением относился к детям своей сестры. Он всегда привозил юным родственникам подарки, играл с ними и много рассказывал о своих путешествиях. Однако в этот свой приезд помимо привычных забав с детьми дядя Петя с особым вниманием присматривался к их музыкальным занятиям. Композитор это делал, чтобы осуществить свою идею, пришедшую к нему в Италии: создать лёгкие фортепианные миниатюры, отражающие светлый мир детства.
Приступив в конце апреля к сочинению пьес, в число которых вошла композиция «В церкви», Чайковский завершил редактирование всех двадцати четырёх произведений только в июле. Он сразу отправил сборник в Москву в издательство Петра Ивановича Юргенсона. Тем не менее «Детский альбом. Сборник легких пьесок для детей. Подражание Шуману», посвящённый шестилетнему племяннику композитора Володе Давыдову, был напечатан лишь к рождественским праздникам.
Интересные факты
- В советские времена отношения Церкви и государства были весьма проблематичными, а потому всё что ассоциировалось с религиозной образностью категорично запрещалось. В связи с этим последняя композиция в фортепианном цикле Петра Ильича Чайковского «Детский альбом» печаталась под заголовком «Хор» или «Харал».
- До 1878 года Чайковский сочинял только светскую музыку, поэтому композицию «В церкви», вошедшую в «Детский альбом», можно назвать произведением, в котором Пётр Ильич впервые прикоснулся к духовной музыке.
- Нервное потрясение, которое Пётр Ильич испытал после неудачной женитьбы в 1877 году, было настолько велико, что композитор испытал сильную потребность в молитве. Это его возвращение к мыслям о Боге незамедлительно сказалось на его творчестве. Уже в 1878 году композитор создаёт первое духовное сочинение — «Литургию святого Иоанна Златоуста», а в 1882 году сочинил полный цикл песнопений субботней вечерней службы - «Всенощное бдение».
- Сегодня сложно определить мелодию какой молитвы православного богослужения Чайковский положил в основу композиции «В церкви». Дело в том, что подобный мотив используется во многих церковных песнопениях.
- В последние годы жизни Петра Ильича Чайковского были отмечены регулярным посещением церковных богослужений, а настольной книгой композитора стала Библия.
Содержание
«В церкви». Данной печальной композицией Чайковский завершает свой цикл «Детский альбом» и это не случайно. Пётр Ильич вырос в православной семье, а потому к вере в Бога он стал приобщаться с раннего детства. Маленький Петруша, как и другие детишки в те времена, начинал и заканчивал свой день молитвой. Утром он настраивался на хорошие поступки, а вечером, выражая благодарность Богу за прожитый день, просил у него прощение за неблаговидные деяния.
Вспоминая своё детство и отображая в «Детском альбоме» один день из жизни ребёнка, Чайковский начал цикл со светлой композиции «Утренняя молитва», а закончил строгой пьесой «В церкви». Это произведение звучит как обращение к подрастающему поколению с заповедью о том, что с верой в Бога можно преодолеть любые жизненные неприятности.
Музыка композиции «В церкви» особенная, так как в ней Чайковский использует мелодию подлинной молитвы, которая исполнялась на богослужениях. В связи с этим произведение, напоминающее пение церковного хора, звучит строго, сосредоточенно и «по-взрослому» глубоко.
Для пьесы «В церкви» Чайковский выбрал тональность ми минор, тактовый размер 2/4 и темп Moderato.
Композиция открывается стройным четырёхголосным хоралом. Его мелодическая линия, укладывающаяся в диапазон уменьшённой кварты, особой выразительностью не отличается, а размеренное аккордовое звучание музыкального материала стилистически точно воплощает образ серьёзного богослужения. Вся главная тема произведения, включающая четыре мотива, укладывается в двенадцатитактовый период, который затем практически доподлинно повторяется, однако лишь с той разницей, что по замыслу автора такая реприза должна исполняться более динамично. Первая часть композиции завершается дополнением, а точнее двумя повторяющимися четырёхтактовыми фразами, которые являются подтверждением окончания темы хорала. Далее начинается завершающий раздел пьесы, который представляет собой весьма протяжённую коду. В ней аккорды, звучащие на тоническом органном пункте и изначально представленные в верхнем регистре, а затем постепенно спускающиеся вниз, напоминают грустный звон церковных колоколов. Эта музыка отображает угасающий день и спускающуюся на землю ночную тьму, при которой всё успокаивается и в итоге замирает.
Трудности, возникающие у юного пианиста при разучивании пьесы «В церкви».
- Аккордовая фактура этого произведения требует особой проработки. Все голоса должны звучать стройно, то есть выровнено и синхронно.
- Также трудность в данной композиции представляет преодоление аккордовой вертикали, а именно музыка должна не тормозить, а постоянно развиваться и двигаться вперёд.
- Помимо того, юному пианисту в этой пьесе весьма важно научиться правильно работать с педалью. В данном произведении она непременно должна быть запаздывающей.
«В церкви». Эту композицию, входящую в «Детский альбом», преподаватели музыкальных школ в данном цикле для исполнения юными музыкантами считают самой сложной. Основную трудность составляет передача задуманного композитором художественного образа, который отличается строгостью, сосредоточенностью и особой глубиной.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: