Пётр Ильич Чайковский «Мазурка»

 

Мазурка. Родиной этого горделивого, но в то же время изящного танца является Польша, а точнее её историческая область, именуемая Мазовией. Жители этого региона, называющие себя мазурами, ещё в XVII веке придумали динамичный танец, который завоевав популярность в своей стране, вскоре распространился по всей Европе. Спустя время он занял достойное место не только в аристократических салонах, но и в творениях выдающихся музыкантов. В классической музыке данный жанр более связан с именем великого Фредерика Шопена, однако и русские композиторы относились к нему с большим почтением. К примеру, Пётр Ильич Чайковский величавой мазуркой украсил свой знаменитый «Детский альбом».

Историю создания пьесы «Мазурка» П.И. Чайковского и содержание произведения читайте на нашей странице.

 

 

 

Краткая история

Прошло почти сто пятьдесят лет с тех пор как из-под пера гениального Петра Ильича Чайковского вышел восхитительный «Детский альбом», заслуживший признание у юных музыкантов по всему миру. При этом весьма важно отметить, что в личной жизни композитора в тот период произошли события, причинившие ему весьма болезненные разочарования, но подтолкнувшие его на создание удивительного сочинения.  Виной всему опрометчивый поступок, совершённый Чайковским в июле 1877 года: он обвенчался с Антониной Милюковой – женщиной, взаимопонимание с которой так и не смог найти. Такие отношения стали сильно раздражать композитора, а, чтобы уйти от угрюмых мыслей, а также следуя рекомендациям лечащего врача, Чайковский вознамерился незамедлительно уехать из России. Его планы по восстановлению здоровья были связаны с Германией и Италией.

Петр Ильич Чайковский с Антониной Милюковой

В весьма плачевном состоянии в реабилитационное путешествие Пётр Ильич отправился в конце сентября в сопровождении своего брата Анатолия. Впрочем, спустя два месяца его сменил другой младший брат Петра Ильича – Модест, который приехал в Италию вместе со своим подопечным, глухонемым мальчиком Коленькой Конради. Этот ребёнок хоть и был особенным, однако его доброта и сообразительность не только восхищали, но и умиляли Петра Ильича, а это благотворно влияло на душевное состояние композитора. Впрочем, Коля был не единственным ребёнком, который во время той поездки оказывал чудотворное воздействие на эмоциональный тонус Чайковского. Гуляя по улицам итальянских городов Пётр Ильич часто встречал детей, поражающих его своим талантом. Собирая прохожих, они выступали с песнями, танцами, акробатическими номерами и тем зарабатывали себе на жизнь.

Италия во времена Чайковского

Один флорентийский мальчик так восхитил Чайковского своим пением, что композитор о нём в письменном послании поведал своей благодетельнице Надежде Филаретовне фон Мекк. Возможно именно этот юный музыкант и натолкнул Чайковского на мысль создать что-нибудь для детей, чтобы помочь развивать их способности, к примеру, как это сделал выдающийся композитор Роберт Шуман, сочинивший для своей семилетней дочки Мери сборник пьес с названием «Альбом для юношества». Далее, развивая идею создания произведений для юных музыкантов, Пётр Ильич решил по данной теме обменяться мнениями с его хорошим знакомым и главой солидного издательского дома Юргенсоном Петром Ивановичем. Быстро получив одобрение, Чайковский для себя наметил, что займётся сочинением детских пьес сразу по возвращении на Родину.

 

В Россию Пётр Ильич вернулся в середине весны 1878 года и сразу поехал в Каменку. В этом поместье, расположенном близ Киева, проживала любимая сестра композитора – Александра Ильинична, с мужем и детьми, которых к тому времени было семеро. Композитор очень любил своих юных родственников и когда с ними общался, то сам превращался в шаловливого ребёнка. Прогулки, игры, фейерверки, весёлые музыкальные праздники - всё это доставляло дяде Пете огромное удовольствие. В таком милом его сердцу обществе композитор отдыхал и телом, и душой. Впрочем, в этот раз, помимо приятных развлечений, Чайковский с интересом наблюдал за музицированием своих племянников и особенно за занятиями своего любимчика Володи, которого в семье шутливо называли Бобиком. Затем тщательно проанализировав свои наблюдения, Пётр Ильич начал осуществлять задуманное: сочинять фортепианные миниатюры для юных музыкантов. Уже в мае в эскизном варианте пьесы были готовы. Среди созданных композиций была танцевальная миниатюра, которая называлась «Мазурка». В июле, полностью отредактированный музыкальный материал Чайковский выслал в издательство Юргенсона. Юные пианисты с замечательным сочинением Петра Ильича познакомились накануне Рождества. Оно вышло под названием «Детский альбом. Сборник легких пьесок для детей. Подражание Шуману» и посвящено племяннику композитора Владимиру Давыдову.

 

«Детский альбом» Чайковского Петр Ильич Чайковский 

« ноты «Мазурки» Чайковского 

 

Содержание пьесы «Мазурка»

Мазурка. Отличительным признаком этого элегантного танца также, как и любимого всеми вальса принято считать трёхдольный размер. Однако особой характерной чертой мазурки являются чёткие акценты, которые смещаются на вторую, а иной раз и на третью долю такта. В миниатюре данного жанра, которую Пётр Ильич представил в «Детском альбоме» это выявлено весьма ярко.  Данную пьесу, продолжающую линию танцевальных произведений цикла, можно оценить, как самую эмоциональную, ведь несмотря на камерность в ней есть всё: удаль, стремительность, смена настроений и задушевность.

«Мазурку» из «Детского альбома» Чайковский сочинил в традиционной для данного жанра трёхчастной форме, тональности ре минор и темпе Allegro non troppo (не очень скоро).

 

Первый раздел произведения, в котором тщательно прописаны штрихи и динамические оттенки, представлен в виде периода повторного, но неквадратного строения (8 и 10 тактов). Его элегическая музыка имеет задумчивое настроение. Интонации мотивов начальных четырёх тактов окрашены оттенками печали. В них повторяется ритмический рисунок, в котором дробление первой усиливает значимость второй, а также третьей доли, а это придаёт танцевальной композиции особую гибкость. Затем две фразы по два такта каждая завершают первое предложение начального периода. Далее следует второе предложение, которое по сравнению с первым является расширенным, а его три заключительных такта модулирующими в параллельный Фа мажор.

Средняя часть – это период, имеющий повторное и квадратное строение. Данный раздел по своему характеру не контрастирует с предыдущим, а напротив развивает его музыкальный тематизм и даже имеет более подчёркнутый танцевальный настрой. Впрочем, особо следует отметить энергичное завершение этой части, подводящее к репризному третьему разделу, являющимся точным повторением первого, за исключением заключительного предложения, утверждающего главную тональность.

 

 

Существенные детали, на которые необходимо уделить должное внимание при работе над миниатюрой «Мазурка»

  • Внимание юного музыканта необходимо заострить на том, что в данной пьесе весьма своеобразный ритм, в котором часто происходит смещение акцентов, подчёркивающих вторую и третью доли.
  • Чтобы добиться выразительного исполнения данной танцевальной пьесы, начинающему пианисту необходимо аккуратно соблюдать выставленные автором динамические оттенки и артикуляционные указания.
  • Также для создания задуманного композитором характера изящного и грациозного танца важно тщательно проработать выставленные в тексте штрихи: стаккато и короткие лиги.
  • Весьма значимое место в работе над данным произведением следует отвести педализации, которая, помогая выделению сильных долей, придаёт произведению нужный характер.

 

«Мазурка». Данная элегантная миниатюра из «Детского альбома» П.И. Чайковского в педагогическом репертуаре начинающих пианистов занимает весьма значимое место. Её художественная ценность весьма высока, так как помогает юным пианистам не только совершенствовать технические навыки, но и интенсивно развивать творческую фантазию и воображение.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: