Пётр Ильич Чайковский «Сладкая грёза»

 

Пётр Ильич Чайковский «Сладкая грёза»Пётр Ильич Чайковский «Детский альбом». Это творение гениального композитора, являющееся ценнейшим образцом золотого фонда мировой фортепианной литературы для начинающих пианистов, хорошо знают не только в нашей стране, но и за её пределами. Двадцать четыре прекрасные миниатюры Чайковского погружают нас в удивительный мир детства с его неподдельными эмоциями, радостными забавами и чудесным волшебством. Это своего рода сюита, музыка которой, отличающаяся большой художественной значимостью, близка и понятно юным исполнителям. С ней можно пофантазировать о путешествиях в разные страны, вспомнить о своих любимых игрушках, побывать в чарующем мире сказки и даже просто помечтать под звуки очаровательного произведения «Сладкая грёза».

Историю создания пьесы «Сладкая грёза» Чайковского и содержание произведения читайте на нашей странице.

 

 

 

История создания

Поскольку лирическая миниатюра «Сладкая грёза» входит в «Детский альбом», то, вне всякого сомнения, истории их создания тесно взаимосвязаны. Как не странно это звучит, но в какой-то мере возникновению бесценного цикла для начинающих музыкантов, написанного Чайковским в мае 1878 года, содействовали проблемы, возникшие в личной жизни Петра Ильича за год до этого.

Чайковский с женой Антониной Милюковой

Летом 1877 года композитор женился Антонине Милюковой. В своей супруге Чайковский очень быстро разочаровался и чтобы рассеять унылые мысли, которые могли привести его к нервному расстройству, покинул Россию. Вскоре за границу к Петру Ильичу приехал его любимый брат Модест вместе со своим воспитанником глухонемым мальчиком Колей Конради. Композитор, очень любивший детей, с большим вниманием и теплотой относился к «особенному» ребёнку.

В заботе о Коле, который, по словам Чайковского, имел доброе сердце и отличался сообразительностью, маэстро спасался от мрачных дум, преследовавших его. Он успокаивался и забывал о тех неприятностях, которые возникли в его личной жизни.

 

Однако воспитанник брата был не единственным ребёнком, который благотворно влиял на душевное состояние Петра Ильича. На улицах итальянских городов композитор встречал совсем юных артистов, зарабатывающих себе на кусок хлеба пением или каким-либо другим искусством.

Особое внимание Чайковский обратил на флорентийского мальчика Витторио, который своим красивым голосом так вдохновенно исполнял итальянские народные песни, что восторженный маэстро просил его петь ещё и ещё. Вот такое общение с детьми и привело Петра Ильича к мысли о сочинении небольших произведений похожих на те, которые немецкий композитор Роберт Шуман создал для своей семилетней дочери. Сборник фортепианных миниатюр, имеющий название «Альбом для юношества», сразу произвёл на Петра Ильича большое впечатление. Основательно размышляя над своей задумкой, композитор уже в конце зимы 1878 года отправил письмо, в котором главу нотного издательства Петра Ивановича Юргенсона посвятил в свои планы о создании цикла небольших пьес для начинающих музыкантов.

 

Вернувшись на родину весной того же года, Чайковский первым делом отправился в Каменку. В этом поместье, расположенном недалеко от Киева, со своим многочисленным семейством проживала любимая сестра композитора Александра Ильинична Давыдова. Усадьба Каменка была излюбленным местом Петра Ильича, которое не только располагала его к созданию выдающихся шедевров, но также к полноценному отдыху. Помимо этого большую радость композитору доставляло общение с племянниками и племянницами, которых к тому времени было уже семеро. Дети обожали дядю Петю, ведь он увлекательно рассказывал о своих путешествиях по разным странам, гулял и играл с ними, запускал фейерверки, помогал ставить спектакли, а также устраивал танцевальные вечера. Чайковский наделял большим вниманием каждого своего племянника, но особое чувство привязанности испытывал к Бобику, так в семье ласково называли шестилетнего Володю. Мальчик любил музыку и очень хотел быть похожим на своего дядю. Внимательные наблюдения за занятиями юного пианиста подтолкнули Петра Ильича к осуществлению замысла о создании лёгких пьес с привлекательными для детей названиями.

Александра Ильинична Давыдова, сестра Петра Чайковского

Начав сочинять произведения в конце апреля, композитор в мае закончил работу над эскизами миниатюр, среди которых была вышеупомянутая пьеса «Сладкая грёза». Затем тщательно отредактировав материал, в середине июля он отправил сборник в издательство к Юргенсону. С посвящением любимому племяннику Володе Давыдову, «Детский альбом. Сборник легких пьесок для детей. Подражание Шуману» был напечатан в последних числах декабря 1878 года.

 

«Детский альбом» Чайковского Петр Ильич Чайковский 

 ноты «Сладкой грёзы» 

 

Содержание «Сладкой грёза»

Согласно сюжетной линии цикла, день, насыщенный разными занятиями ребёнка, подходит к своему завершению. Теперь можно расслабиться, лечь в уютную кроватку и помечтать, а затем погрузиться в волшебные сновидения. Нежная, убаюкивающая пьеса «Сладкая грёза», сочинённая композитором в жанре романсовой лирики, передаёт такое приятное, расслабленное состояние детской души.

Чайковский «Сладкая грёза»

Произведение, написанное в простой трехчастной форме, тональности До мажор и с темповым указанием Andante (спокойно, не спеша), начинается с прекрасной мелодии, которой скрытая вальсовость трёхдольного размера придаёт особое очарование. Тема, развивающаяся волнообразными выразительными мотивами, каждый из которых состоит из двух тактов, заключена в форму классического периода, включающего в себя два предложения.

 Мелодическая линия постепенно всё более эмоционально раскрывается и подводит к кульминационному в этой части четырнадцатому такту. Затем происходит плавное звуковое снижение, приводящее интонационному успокоению.

 

В средней части, также состоящей из двух восьмитактовых предложений, объединённых в период, мелодия в обновлённом виде переносится в нижний голос, а двухтактовые мотивы соединяются более цельной фразировкой. С пятого такта второго раздела в верхнем голосе вступает тема, образующая своеобразный канон. В результате мелодическое развитие в пьесе становится более напряжённым и приводит к двадцать девятому такту - главной кульминации произведения. Далее чувственные устремления постепенно развеиваются, и музыка вновь возвращается к лирическому настроению, то есть начинается реприза, которая является точным повторением первой части.

 

Основные трудности, возникающие при разучивании пьесы «Сладкая грёза».

  • Важной задачей для молодого музыканта в работе над этой пьесой является правильно выстроенная и осмысленная фразировка, а так же аккуратное выполнение динамических указаний выставленных автором.
  • Определённую сложность в данном произведении представляет аккордовый аккомпанемент, проходящий в среднем голосе. Он, сосредоточенно следующий за всеми поворотами мелодической линии, должен звучать мягко и нежно, но то же время насыщенно.
  • Юному исполнителю необходимо научиться правильно работать с педалью, так как она является средством обогащения и наполнения звучания и помогает преодолеть не всегда «удобные» для пальцев соединения звуковых последовательностей.

 

«Сладкая грёза» - это маленькая лирическая пьеса является великолепным материалом для освоения одного из важнейших технических навыков в исполнении на фортепиано – штриха легато, а также проработки выразительной фразировки, то есть умение «петь» на этом инструменте. Необходимо также отметить, что это очаровательное произведение в музыкальных школах одно из самых исполняемых произведений, так как его переложение сделано для многих инструментов.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Пётр Ильич Чайковский «Сладкая грёза»