П.И. Чайковский «Нянина сказка»

 

«Детский альбом». Данный цикл фортепианных миниатюр великого Петра Ильича Чайковского хорошо знают и любят как в нашей стране, так и за её пределами. Цикл включает двадцать четыре очаровательные пьесы, связанные одной тематикой и отражающие удивительный мир детства. Это пересказанный в музыкальных звуках один день из жизни ребёнка, который начинается утренней молитвой, а затем наполняется играми и другими развлечениями. В вечернее время у малыша особые занятия: к примеру, для успокоения перед сном важно послушать волшебную историю, которую расскажет добрая нянюшка.  В «Детском альбоме» пьеса, погружающая в атмосферу загадочных чудес, так и называется «Нянина сказка».

Историю создания пьесы «Нянина сказка» П.И. Чайковского и содержание композиции читайте на нашей странице.

 

 

 

Краткая история

Сразу стоит отметить, что «Нянину сказку», как и иные фортепианные миниатюры, входящие в прославленный «Детский альбом», Пётр Ильич Чайковский сочинил в весенне-летний период 1878 года в усадьбе Каменка, в которую он приехал, чтобы навестить большое и дружное семейство сестры композитора - Александры Ильиничны Давыдовой.  К данному поместью у Петра Ильича было особенное отношение. Его красивая природа и уютная домашняя обстановка действовали на маэстро особо умиротворённо и вдохновляли его на создание прекрасных музыкальных шедевров. Также повышению эмоционального тонуса композитора и его работоспособности способствовало весьма приятное для Чайковского общение с его юными родственниками: племянниками и племянницами. Во время своих визитов в Каменку дядя Петя уделял им очень много внимания. Он играл с ними в различные подвижные игры, запускал бумажных змеев и фейерверки, рассказывал о своих путешествиях в дальние страны, а также помогал устраивать детские балы. Помимо того композитор внимательно следил за успехами детей своей любимой сестры, которых они добивались, занимаясь музыкой. К примеру младший Володя, которого домашние называли Бобиком, прямо заявлял, что во всём хочет быть похожем на своего знаменитого дядю. Вот в такой дорогой сердцу Петра Ильича атмосфере и родился цикл миниатюр «Детский альбом».

Александра Ильинична Давыдова, сестра Чайковского

Также весьма немаловажно упомянуть, что созданию признанного шедевра подвели события, произошедшие в жизни композитора и причинившие ему немало огорчений. Дело в том, что год назад, а точнее в июле 1877 года Чайковский женился на Антонине Милюковой – женщине, общение с которой с первых дней супружеской жизни настолько раздражало композитора, что он оказался на грани нервного срыва. Чтобы предотвратить тяжёлые последствия, врачи порекомендовали Петру Ильичу сменить обстановку, а лучше - пройти курс лечения за границей. Здоровье Чайковского было настолько ослабленным, что в поездке его поначалу сопровождал младший брат Анатолий, но затем его сменил брат Модест, который приехал не один, а со своим воспитанником Коленькой Конради.

 

Этот мальчик от рождения был глухонемым, но несмотря на такие особенности, он имел доброе сердце и отличался удивительной сообразительностью, которая приводила Петра Ильича в восторг. Общение с этим ребёнком доставляло композитору большое удовольствие. Впрочем, отвлечься от неприятностей, которые сильно подорвали здоровье, Чайковскому в той оздоровительной поездке помогал не только Коленька Конради, но и другие дети. Их композитор встречал на улицах итальянских городов. Это были юные артисты, развлекавшие прохожих исполнением песен и танцев. Порой это было так профессионально, что об одном из таких талантливых флорентийских мальчиков по имени Витторио Пётр Ильич написал своей покровительнице Надежде фон Мекк.

Петр Ильич Чайковский

Так, размышляя о дальнейшей судьбе одарённых детей, Пётр Ильич задумался о том, что тоже может привнести свой посильный вклад в формирование творческих способностей подрастающего поколения. К примеру, как это сделал выдающийся композитор Роберт Шуман, сочинивший для своей доченьки Мери сборник миниатюрных фортепианных пьес.

Возникшей идеей Чайковский в феврале 1878 года в письменном послании поделился со своим хорошим знакомым, главой солидного издательства Петром Юргенсоном. Получив выражающий одобрение ответ, композитор для себя решил, что займётся сочинением цикла сразу по прибытии на родину.

 

В Россию Чайковский вернулся в апреле и сразу поехал в Каменку. Как и ожидалось, радости обитателей поместья не было предела: особенно ликовали дети. Однако в этот свой приезд дядя Петя проявлял к племянникам особый интерес: он очень внимательно присматривался к музыкальным занятиям детей. Пётр Ильич это делал, чтобы выполнить то, что замыслил ещё в Италии, то есть сочинить цикл детских миниатюр и обязательно с заглавиями, вызывающими заинтересованность у юных музыкантов.

Работать над альбомом, в который вошли двадцать четыре композиции и в их числе миниатюра «Нянина сказка», Чайковский начал в конце апреля, а завершил в июле. Он сразу отправил своё творение в издательство Петра Юргенсона. В итоге с циклом фортепианных миниатюр под общим названием «Детский альбом. Сборник легких пьесок для детей. Подражание Шуману», который автор посвятил племяннику Володе Давыдову, юные музыканты познакомились в том же году, накануне Рождества.

 

«Детский альбом» Чайковского Петр Ильич Чайковский 

« ноты «Няниной сказки» Чайковского 

 

Содержание пьесы «Нянина сказка»

Наполненный яркими впечатлениями день ребёнка подходит к своему завершению. Наступает поздний вечер: время, когда ребёнка нужно успокоить и подготовить ко сну. И вот тут на помощь приходит сказка, которую готова рассказать старая добрая нянюшка.  Видимо волшебные истории бабушки весьма причудливы, ведь недаром автор композиции наполнил её выразительными фантастическими интонациями. Для создания особого сказочного колорита Чайковский в аккорды спрятал едкие тритоны, а искусно использовав штрих стаккато, придал музыке капризно-колючую звучность

Фортепианная миниатюра «Нянина сказка» написана в тональности До мажор, размере 2/4 и с темповым указанием Moderaio (умеренно). Композиция заключена в простую трёхчастную форму, в которой каждая часть представляет собой период, состоящий из двух восьмитактовых предложений.

Музыкальному материалу начального раздела присуща колючесть, а также угловатость и как результат некоторая загадочность. Неожиданные акценты и впечатляющие паузы: всё это звучит настороженно и создаёт особую атмосферу сказочности. При этом в первом предложении репризное повторение каждого нечётного такта вносит в характер произведения некоторую долю юмора. Звуковая линия исходного построения постепенно уходит вниз, но затем вновь поднимается и постепенно подводит к кульминации всей первой части, которая завершается на форте весьма выразительными и вскрикивающими скачками на широкие интервалы.

В следующем разделе миниатюры характер музыки заметно меняется. Он приобретает тревожное настроение и создаёт впечатление недобрых волшебных превращений. Штрих стаккато меняется на легато, а ушедшая в басовый ключ и уложенная терциями мелодия становится мрачной и даже немного пугающей. Облачённая в хроматическую секвенцию, она пугающе проникает в сюжет сказки как недоброе фантастическое существо и звучит настолько устрашающе, что верхний голос замирает на одном звуке. Весь этот музыкальный материал сопровождается динамическими волнами, приводящими к кульминации, приходящейся на последний такт среднего раздела.

Заключительная часть репризно повторяет начальный раздел, а значит возникшее эмоциональное напряжение снимается и вновь возвращается первоначальное настроение произведения. То есть какой бы страшной сказка не была, она имеет счастливый конец.

 

Важные моменты, на которые необходимо обратить внимание при разучивании миниатюры «Нянина сказка»

  • Музыкальный материал крайних частей композиции требует отрывистого и чёткого исполнения аккордов, выделяемых короткими акцентами в 3, 4, 7 и 8 тактах. Чтобы достичь нужного результата, должное внимание необходимо уделить аппликатуре, которую надлежит тщательно подобрать.
  • К паузам в музыкальной ткани первого и заключительного раздела следует отнестись с особой серьёзностью и наполнить их содержательным смыслом. Это весьма существенно для создания, задуманного композитором сказочного характера произведения.
  • В средней части четверти в терцовых секвенциях должны быть выдержаны до конца. Все звенья должны звучать отчётливо, не сливаясь друг с другом.
  • Педализация в данном произведении весьма скупа, но при этом имеет важное значение: к примеру, в кульминациях она поддерживает выразительные акценты.
  • Важно держать под слуховым контролем монотонную ноту «до» в правой руке среднего раздела. Она должна звучать подчёркнутым tenuto.
  • Ко всему вышесказанному следует добавить, что юному музыканту следует постоянно напоминать, что важное значение в данном произведении имеют указанные автором динамические оттенки, которые необходимо аккуратно выполнять.

 

«Нянина сказка». Эта миниатюра, входящая в бесценный опус великого Петра Ильича Чайковского, у юных музыкантов пользуется необычайной популярностью. Пьеса не только благоприятствует приобретению новых технических навыков, но и помогает совершенствовать творческое мышление. Отсюда следует, что педагогическая и художественная значимость данного произведения в процессе обучения начинающих пианистов весьма велика.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Пётр Ильич Чайковский «Нянина сказка»