Пётр Ильич Чайковский «Новая кукла»

 

Новая игрушка. В жизни маленького человечка это целое событие, а если игрушка долгожданная и желанная, то мир, окружающий ребёнка, наполняется безграничным счастьем. Получая в подарок забавный предмет, малыш так восхищён, что его переполняют радостные эмоции. От удовольствия он готов петь и танцевать. Вот такие приятные впечатления Пётр Ильич Чайковский положил в основу сюжета миниатюрной пьесы «Новая кукла», вошедшей в цикл «Детский альбом». Она повествует о восторженных чувствах маленькой девочки, получившей в дар красивую новенькую куколку.

Историю создания пьесы «Новая кукла» Петра Ильича Чайковского, а также содержание произведения читайте на нашей странице.

 

 

 

Краткая история

Фортепианную миниатюру «Новая кукла», как и другие пьесы, вошедшие в «Детский альбом», Чайковский сочинил в мае 1878 года. При этом следует отметить, что идея о появлении этого знаменитого цикла пришла Петру Ильичу гораздо ранее и этому предшествовал ряд не очень приятных событий, произошедших в жизни композитора.

Петр Ильич Чайковский

В 1877 году Пётр Ильич, к тому времени автор многочисленных произведений, профессор Московской консерватории и известный музыкально-общественный деятель, задумал обзавестись семьёй.  Избранницей композитора, с которой он обвенчался в июле того же года, стала Антонина Ивановна Милюкова. Решение связать свою жизнь этой девушкой было весьма поспешным, и Чайковский через несколько недель после такого опрометчивого поступка очень сильно об этом пожалел. Разочарованию Петра Ильича не было предела. Эмоциональное состояние композитора стало настолько удручённым, что ему грозило сильное нервное расстройство. В надежде выйти из болезненного состояния, Чайковский принял решение уехать из России за границу. На короткое время останавливаясь в разных городах Европы, он в конечном итоге стремился добраться до солнечной Италии. Чтобы пребывание в этой стране было более приятным Пётр Ильич попросил своего брата Модеста приехать к нему вместе с его глухонемым воспитанником Колей Конради. Этот мальчик, от рождения лишенный слуха и речи, был очень добрым и сообразительным. Пётр Ильич очень привязался к нему и с большим удовольствием заботился об этом парнишке.

Италия во времена Чайковского

Однако не только Коля Конради умилял композитора во время его пребывания в Италии. Однажды прогуливаясь по улицам Флоренции, Чайковский услышал восхитительное пение. Удивительным голосом обладал десятилетний мальчик Витторио. Аккомпанируя себе на гитаре, он так вдохновенно пел песню, что Пётр Ильич, получив яркое впечатление, захотел услышать юного певца ещё раз. Восхищаясь талантом малолетнего вокалиста, он задумался о том, что как композитор он тоже мог бы поспособствовать развитию юных дарований. Чайковскому пришла мысль сочинить для начинающих музыкантов лёгкие фортепианные пьески, похожие на те, что сочинил Роберт Шуман к седьмому дню рождения своей любимой доченьки Марии. Увлечённый этой идеей Пётр Ильич решил поделиться своими задумками с главой нотного издательства Петром Ивановичем Юргенсоном. В феврале он отправил ему письмо, а вскоре в ответном послании получил безоговорочное одобрение.

 

В начале весны Чайковский стал замечать, что его нервная система практически восстановилась и состояние здоровья значительно улучшилось.  В связи с этим он стал подумывать о возвращении в Россию, по которой очень соскучился. Вернувшись в апреле на родину, Пётр Ильич сразу направился в поместье Каменка, где со своим многочисленным семейством проживала младшая сестра композитора Александра Ильинична Давыдова. Эта усадьба была для Чайковского особенным местом. Живописная природа, уютная домашняя обстановка, семейное радушие, а также приятное общение с любимыми племянниками и племянницами, воздействовали на Чайковского вдохновляюще и умиротворяюще. Благотворная атмосфера в Каменке располагала композитора к плодотворной работе над произведениями.  В каждый свой приезд Пётр Ильич много внимания уделял детям, однако во время нынешнего своего визита его общение с племянниками было особенно разносторонним. Композитор много гулял с ними, рассказывал о своих путешествиях, играл в различные игры, но при этом, как никогда ранее присматривался к занятиям детей по музыке. Чайковский это делал неслучайно: он хотел глубже проникнуть в чудесный мир детства, чтобы осуществить свою идею о создании сборника миниатюрных произведений для юных музыкантов.

Александра Ильинична Давыдова, сестра Чайковского

Работать над циклом, включающим двадцать четыре пьесы, в число которых вошла композиция «Новая кукла» Пётр Ильич начал в самом апреля, а завершил в середине июля. Затем он сразу переправил сборник в московское издательство Петра Ивановича Юргенсона. С посвящением любимому племяннику композитора Володе Давыдову «Детский альбом. Сборник легких пьесок для детей. Подражание Шуману» вышел из печати в конце 1878 года.

 

«Детский альбом» Чайковского Петр Ильич Чайковский 

 ноты «Новой куклы» 

 

Интересные факты

  • В цикле Петра Ильича Чайковского «Детский альбом» пьеса «Новая кукла» является самой миниатюрной. Продолжительность её звучания менее минуты.
  • Детский альбом» - это первое сочинение, которое Пётр Ильич адресовал детям. Через три года, а точнее в 1881 году композитор продолжил данную тематику и создал ещё один цикл, но не инструментальный, а вокальный – «16 песен для детей».
  • Сборник пьес «Детский альбом» Чайковский посвятил своему шестилетнему племяннику Владимиру Давыдову. Через пятнадцать лет имя своего любимца композитор также записал на титульном листе его последней Шестой симфонии, а впоследствии сделал наследником авторских прав на все свои произведения.
  • За «Детский альбом» от издательства Юргенсона Чайковский заработал 240 рублей. Данную цену композитор определил сам. В итоге каждую пьесу автор оценил в 10 рублей.
  • Несмотря на то, что «Детский альбом» Пётр Ильич предназначил для юных исполнителей, на него довольно часто обращают своё внимание профессиональные музыканты и не только пианисты. Переложения пьес цикла сегодня сделаны для ансамблей разных составов. Например, все миниатюры цикла завораживающе звучат в исполнении камерного ансамбля «Виртуозы Москвы» под руководством Владимира Спивакова.

 
 

 

Содержание

«Новая кукла». Этой изящной миниатюрной музыкально-психологической зарисовкой Пётр Ильич Чайковский в цикле «Детский альбом» завершает кукольную мини сюиту, в которую также вошли пьесы «Болезнь куклы» и «Похороны куклы». Из программных названий первых композиций следует, что поначалу это была весьма грустная история, однако в итоге всё заканчивается очень хорошо и девочка в подарок получила новую красивую куклу. Радости ребёнка по поводу получения прекрасного подарка нет предела.  Вот о таком безгранично восторженном настроении девочки и переполнявшем её счастье Чайковский рассказал в фортепианной миниатюре с названием «Новая кукла».

В музыке композиции, напоминающей стремительно парящий вальс, воедино слились все восторженные эмоции: изумление, ликование и восхищение, охватившие ребёнка при виде очаровательной игрушки. Слушая эту пьесу, в воображении сразу рисуется картина: девочка со своей новой куклой, порхая от счастья, кружится в весёлом танце.

Для отображения такой, наполненной счастьем атмосферы, композитор выбрал тональность Си-бемоль мажор, размер 3/8, темп Allegro, а миниатюру заключил в простую трёхчастную форму.

Мелодическая линия композиции начинается из-за такта с призывного квартового хода, а затем сенквенционно короткими мотивами с ритмической организацией четверть и восьмая, волнообразно на едином дыхании устремляется вверх, сливаясь в итоге в цельную фразу. В следующих четырёх тактах, как бы выражая чувство удовлетворения, мелодия меняет своё направление и уходит вниз. Всё это звучит на фоне легко пульсирующего аккомпанемента, представленного двумя восьмушками и паузой на третьей доле.

В среднем развивающем разделе музыка продолжает звучать на фоне безостановочного остинатного сопровождения, но совершенно в ином варианте. Основу мелодии всё также составляют короткие мотивы из двух звуков, однако теперь они «перелетают» из одной октавы в другую, а помимо того, на второй доле такта разделяются восьмыми паузами. Основанное на секвенциях интенсивное развитие музыкального материала подводит к кульминации, которая приходится на 24 такт. Далее возбуждение постепенно проходит и возвращается музыка первой части, впрочем, реприза данной пьесы особенная, так как при втором проведении темы начинает варьироваться её гармоническое сопровождение. Всё это подводит к коде, основанной на мелодическом материале средней части, который теперь звучит не весело и задорно, а с настроем на успокоение.

Основные сложности, возникающие при работе над пьесой «Новая кукла»

  • Для того, чтобы пьеса звучала с полётной устремлённостью, необходимо при помощи средств музыкальной выразительности стремиться к преодолению ритмического и фактурного однообразия.
  • Юному музыканту в выразительном исполнении произведения помогут внимательное соблюдение выставленных автором динамических оттенков и артикуляционных указаний.
  • Определённую сложность для начинающего пианиста составляет уравновешенное согласование звучания аккомпанемента и мелодии.
  • Важную роль в данной пьесе играет педализация. Для того чтобы музыка получилась прозрачной и лёгкой необходимо научиться брать педаль на сильную долю коротко и мягко.

 

 

«Новая кукла». Эта фортепианная миниатюра, как и все пьесы входящие в цикл «Детский альбом», обладая большой художественной ценностью, весьма полезна в воспитании начинающих музыкантов. Она не только хорошо влияет на формирование юного исполнителя, но также помогает активно развивать творческую фантазию и воображение.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: