Пётр Ильич Чайковский «Старинная французская песенка»

 

Пётр Ильич Чайковский «Старинная французская песенка»Пётр Ильич Чайковский - выдающийся русский композитор, чьё творчество имеет преданных поклонников не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. Замечательным является то, что у многих людей любовь к музыке гениального маэстро начинается с самого детства. Обычно это происходит после того, как юные слушатели знакомятся с азбукой музыки, ведь именно так сегодня принято называть «Детский альбом» - бесценное творение Чайковского, созданное специально для детей. Цикл включает в себя двадцать четыре очаровательных миниатюры, художественная и педагогическая значимость которых весьма велика. Произведения, входящие в сборник, погружают в удивительный мир детства с его играми, сказками, увлекательными занятиями и, конечно же, мечтами об увлекательных путешествиях. Как, например, «Старинная французская песенка» знакомит нас с далёкой загадочной страной, в которой каждый бы хотел побывать.

Историю создания «Старинной французской песенки» Чайковского, а также музыкальное содержание произведения читайте на нашей странице.

 

 

 

История создания

Сразу стоит подчеркнуть, что истории возникновения сборника фортепианных миниатюр «Детский альбом», написанного Петром Ильичом Чайковским в 1878 году, и входящей в него необычайно популярной композиции «Старинная французская песенка» неразрывно связаны. Необходимо отметить и то, что созданию бесценного цикла предшествовала череда событий, произошедших в личной жизни композитора. Летом 1877 года Чайковский совершил опрометчивый поступок, нанесший ему тяжёлые душевные раны. Всему причиной была женитьба на Антонине Милюковой, оказавшейся особой, в которой маэстро в скором времени сильно разочаровался.

Чайковский с женой Антониной Милюковой

Чтобы как-то развеяться от постоянно преследовавших тяжёлых мыслей, которые могли привести Петра Ильича к нервному расстройству, композитор спешно покинул Россию и отправился в длительное путешествие по странам Европы. Вскоре, чтобы скрасить своё пребывание на чужбине, он попросил брата Модеста приехать в Италию вместе с опекаемым им глухонемым мальчиком Колей Конради. Композитор, непомерно любивший детей, относился к больному ребёнку с большой теплотой. Забота о Коле, которого Пётр Ильич характеризовал как добродушного и смышлёного мальчика, доставляла композитору много приятных моментов, отвлекавших его от мрачных раздумий. Важно отметить, что воспитанник Модеста был не единственным представителем подрастающего поколения, который благотворно влиял на душевное состояние Чайковского.

На улицах солнечной Италии композитор встречал много детей, которые зарабатывая себе на существование, вдохновенным исполнением народных песен, покорили сердце композитора. Особым вниманием Петра Ильича был удостоен флорентийский мальчик Витторио. Его красивый голос и задушевное пение вызвало у маэстро столько положительных эмоций, что он делился впечатлениями об этом в письмах своим друзьям. Вот такое соприкосновение с миром детства, вызывающим у Чайковского восторг и умиление, подтолкнуло композитора к идее создания цикла небольших пьесок для детей, которые бы помогали юным музыкантам развивать их творческие способности. По задумке Петра Ильича, этот сборник должен быть наподобие «Альбома для юношества» - цикла фортепианных пьес, написанного Робертом Шуманом для своей любимой дочери Марии. Сборник чудесных фортепианных миниатюр, созданных немецким композитором-романтиком, при первом ознакомлении понравился Чайковскому и зародил мысль о сочинении нечто похожего. Долго не раздумывая, в феврале 1878 года Пётр Ильич в своём послании поделился об этом намерении с владельцем музыкального издательства Петром Ивановичем Юргенсоном и вскоре получил радушное одобрение.

 

По возвращении на родину Пётр Ильич сразу направился в Каменку – поместье, где со своим мужем и детьми проживала младшая сестра композитора Александра Ильинична Давыдова. Это местечко не только вдохновляло Чайковского на создание выдающихся шедевров, но и располагало к полному душевному расслаблению. Однако была ещё одна причина, по которой сердце композитора рвалось в Каменку. Это семь его обожаемых племянниц и племянников, которые всегда с нетерпением, как особо важного события, ждали приезда любимого дяди Пети.

Александра Ильинична Давыдова, сестра Петра Чайковского

Вместе с детьми он с удовольствием совершал прогулки, участвовал в играх, запускал фейерверки, устраивал танцевальные вечера, а кроме того увлекательно рассказывал им про разные страны. Таким образом, погружаясь в светлый мир детства, Пётр Ильич чувствовал себя совершенно счастливым.  Своим вниманием и любовью он не обделял никого, но всё же особую привязанность испытывал к Бобику, так в семье ласково называли шестилетнего Володю. Приехав в этот раз, и внимательно наблюдая за музыкальными занятиями своего любимца, который во всём хотел быть похожим на дядю композитора, Чайковский решил незамедлительно приступить к осуществлению своей задумки, о создании цикла лёгких фортепианных пьес и обязательно с привлекательными для детей названиями. Работу над произведениями, в число которых вошла вышеупомянутая миниатюра «Старинная французская песенка», композитор начал в последних числах апреля, а в эскизном варианте закончил уже в мае. Тщательно отредактировав все пьесы, Пётр Ильич в июле направил сборник в издательство с пометкой о посвящении его Коле Давыдову. «Детский альбом. Сборник легких пьесок для детей. Подражание Шуману» впервые предстал перед юными музыкантами в конце декабря 1878 года.

 

«Детский альбом» Чайковского Петр Ильич Чайковский 

 ноты «Старинной французской песенки» 

 

Содержание «Старинной французской песенки»

Мотив, который Пётр Ильич использовал для сочинения задушевно мечтательной миниатюры с названием «Старинная французская песенка», композитор услышал во время своего путешествия по Франции. Этот сдержанный и благородный напев, напоминающий баллады менестрелей, действительно старинный и был весьма популярен в XVI веке.

Содержание «Старинной французской песенки» Чайковского

«Старинная французская песенка» написана в тональности соль минор и заключена в простую двухчастную репризную форму, которую можно отобразить в формуле I а+а II b +a I. Указанный композитором темп произведения - Moderato assai (весьма умеренно).

Первая часть композиции, выдержанная в трехголосном изложении полифонического склада, открывается «тихим вздохом» - затактом. Начальная нота делает квартовый скачок на тонику, а затем тема плавно, гаммообразно восьмыми длительностями движется к доминантовой ступени. Далее выразительная мелодия кружится опевая ноту «ре» и потом вновь возвращается к тонике.

Во второй части нежный и задумчивый характер композиции меняется. Музыка оживляется, мелодическая линия утрачивает плавное движение. Из-за аккомпанемента, исполняемого стаккато, тема становится взволнованной и даже приобретает тревожный оттенок. Её дальнейшее развитие приводит к кульминации (22 такт). Затем наступает успокоение и во втором предложении раздела вновь звучит проникновенная мелодия первой части.

Основные трудности, возникающие при разучивании пьесы «Старинная французская песенка».

  • Одна из важных задач, стоящих перед юным музыкантом в работе над этим произведением, – научиться красиво вести мелодическую линию, добиваться певучего звука и соответственно плавного легато.
  • Полифоническое изложение музыкального материала требует от начинающего пианиста особого внимания. Он должен слушать каждый голос и следить за тем, чтобы основная мелодия звучала ярче.
  • Определённую сложность в пьесе представляет аккомпанемент во второй части. Исполняемый стаккато, он должно быть лёгким, но в то же время достаточно цепким.
  • Особое внимание в работе над произведением необходимо уделить педализации, которая в данном произведении весьма разнообразна.

 

 

 

«Старинную французскую песенку» часто называют шедевром «Детского альбома». Она действительно является самой популярной и самой исполняемой пьесой, причём не только из данного сборника, но и из всего творческого наследия Петра Ильича Чайковского. Переложение этого произведения сделано для всех инструментов, на которых ведётся обучение в музыкальной школе, так как пленяющее очарование композиции привлекает и учащихся, и педагогов.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

 

Видео: слушать «Старинную французскую песенку» Чайковского