Пётр Ильич Чайковский «Баба-Яга»

 

Пётр Ильич Чайковский «Баба-Яга»Пётр Ильич Чайковский – выдающийся русский композитор, которого по праву величают музыкальным гением планетарного масштаба. Будучи автором изумительных произведений, имеющих страстных почитателей на всех континентах, он создавал прекрасную музыку не только для взрослых, но и для детей. Ярчайшим примером тому служит его бесценное творение, названное «Детским альбомом». В этом замечательном сочинении Чайковский представил целый калейдоскоп красочных образов из удивительного и волшебного мира детства, нарисовав их при помощи музыкальных звуков. Цикл включает в себя двадцать четыре небольших живописных произведения, пользующиеся большой популярностью как в нашей стране, так и за её пределами, как например, колоритная миниатюра «Баба - Яга», в которой композитор в ярких звуковых красках отобразил известный сказочный персонаж.

Историю создания «Бабы-Яги» Чайковского, а также музыкальное содержание произведения читайте на нашей странице.

 

 

 

История создания

История создания миниатюры «Баба-Яга» неразрывно связана с возникновением фортепианного цикла «Детский альбом», который Чайковский сочинил весной 1878 года. Данный период в творчестве Петра Ильича был весьма плодотворным и ознаменовался созданием таких выдающихся шедевров как опера «Евгений Онегин» и «Симфония № 4». Однако в личной жизни композитора в то время были большие проблемы, возникшие из-за неудачной женитьбы на Антонине Милюковой.

Петр Ильич Чайковский

Чтобы отвлечься от тягостных мыслей, которые могли довести его до депрессии, Пётр Ильич отправляется в длительное заграничное путешествие. Чуть позже к нему присоединяется брат Модест вместе со своим воспитанником, глухонемым мальчиком Колей Конради. Занятия с мальчиком благотворно влияли на душевное состояние Чайковского. Заботы о ребёнке, который, по словам Петра Ильича, отличался открытостью и сообразительностью, отвлекали композитора от угрюмых размышлений о безысходности положения, сложившегося в его судьбе. Однако общение с детьми на этом не ограничивалось. На улицах итальянских городов Чайковский часто встречал юных музыкантов, которые чтобы заработать себе на хлеб, пели народные песни.

Италия во времена Чайковского

Исполнение было настолько вдохновенным, что приводило композитора в восторг. Особое впечатление на Петра Ильича произвёл флорентийский мальчик Витторио. Прелестная песенка уличного певца так запала в душу Чайковского, что композитор просил пропеть её несколько раз. Такое погружение в мир детства навели Петра Ильича на мысль о создании небольших фортепианных миниатюр подобно тем, которые сочинил Роберт Шуман для своей семилетней дочки Марии. Фортепианный цикл, написанный немецким композитором - романтиком и названный «Альбомом для юношества, сразу получил от Чайковского высокую оценку. Эта идея увлекла Петра Ильича, и уже в феврале 1878 года в письме главе нотного издательства Петру Ивановичу Юргенсону он поделился своими задумками о сочинении сборника лёгких пьес для детей.

 

Вернувшись в апреле того же года на родину, Чайковский поселился в поместье Каменка, где со всем своим многочисленным семейством проживала младшая сестра композитора Александра Ильинична Давыдова. Эта усадьба была для композитора самым излюбленным местом, которое располагало его не только к вдохновенному творчеству, но и к полноценному душевному отдыху.

У Александры Ильиничны было семеро детей, которых Чайковский сильно любил. Беседы с племянницами и племянниками, наблюдение за их занятиями и играми доставляло Петру Ильичу большую радость. Находясь под впечатлением от общения с ними, он уже в конце месяца с воодушевлением приступил к осуществлению своего замысла: созданием фортепианных миниатюр, отражающих чистый и светлый мир детства. Как изначально задумал композитор, они должны быть лёгкими по изложению музыкального материала и с завлекательными для подрастающего поколения музыкантов заголовками.

Александра Ильинична Давыдова, сестра Петра Чайковского

В конце мая эскизы детских пьес, в число которых вошло вышеупомянутое произведение «Баба Яга», были завершены и в двадцатых числах июля отправлены в издательство Юргенсона. Цикл под заголовком «Детский альбом. Сборник легких пьесок для детей. Подражание Шуману», вышел из печати в конце декабря 1878 года с посвящением любимому племяннику Чайковского шестилетнему Коле Давыдову, к которому Пётр Ильич испытывал особую привязанность.

 

«Детский альбом» Чайковского Чайковский с женой Антониной Милюковой 

 ноты «Бабы-Яги» 

 

Содержание «Бабы-Яги»

Поскольку прекрасный мир детства неотделим от сказки, то, безусловно, Пётр Ильич не мог обойти эту тему стороной. Сказочный сюжет в цикле представлен колоритной миниатюрой «Баба-Яга». Если в нынешнее время благодаря мультипликации и кинематографа популярный образ из русских сказок приобрёл немного комический характер, то в бытность Чайковского эта героиня представлялась злой и страшной колдуньей.

В данном произведении образ Бабы-Яги: её повадки и характер, изображены очень ярко. Поначалу она, ворча, неуклюже ковыляет с клюкой, а затем забирается в ступу и под свист ветра совершает свой фантастический полёт.

Чайковский «Баба-Яга»

Композитор выбрал для этой пьесы тональность ми минор, простую трёхчастную форму и темповое указание Presto (очень быстро).

Произведение начинается с помещённой в нижний регистр, колючей по своему характеру темы, каждый мотив которой заканчивается диссонирующими акцентированными аккордами. Отрывистые восьмые ноты на стаккато, а затем резкие аккорды привносят в музыку зловещий настрой, который с каждым тактом всё более усиливается. Затем после восьмого такта то вверху, то внизу появляется плавные интонации, которые чередуясь с острыми звуками, вызывают ощущение злого умысла, затеянного Бабой-Ягой. Драматический накал всё больше усиливается, и постоянное непрерывное движение незаметно подводит к среднему разделу.

Вторая часть пьесы – это повторяющиеся размеренные чёткие короткие звуки, изображающие беспрерывное движение. Создаётся впечатление, что героиня произведения куда-то помчалась в своей ступе. Дальнейшее динамическое развитие подводит к кульминации произведения, совпадающей с началом репризы, тема которой в отличие от начала пьесы проходит на октаву выше.

Сложности, возникающие у юного музыканта при исполнении произведения «Баба- яга».

  • «Баба Яга» - это виртуозная пьеса, предполагающая исполнение в быстром темпе. Она требует от юного музыканта определённых технических навыков, хорошей координации и пластичности обеих рук.
  • Особую трудность в произведении представляет исполнение острых восьмушек. Чтобы от начала и до конца точно выдержать штрихи, создающие в произведении определённую образность, надлежит развивать у исполнителя упругий и цепкий аппарат.
  • Поскольку композиция должна исполняться на одном дыхании, необходимо отработать точную фразировку и при этом добиваться гибкости волнообразной динамической линии, которая нарастает к кульминации и затихает к окончанию произведения.

 

 

 

Композиция «Баба-Яга», входящая в бессмертный опус Петра Ильича Чайковского «Детский альбом» и изображающая известный образ русских народных сказок, пользуется большой популярностью у начинающих пианистов. Художественная и педагогическая значимость этого произведения весьма велика. Произведение не только развивает технические навыки у юного исполнителя, но и заставляет творчески мыслить, чтобы создать тот яркий образ, который задуман композитором.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

 

Видео: слушать пьесу «Баба-Яга» Чайковского