П.И. Чайковский «Неаполитанская песенка»

 

Неаполь. Этот невероятно живописный город расположен на юге солнечной Италии и славится восхищающими взгляд уникальными достопримечательностями. Поражающие своими видами шедевры архитектуры, среди которых музеи и дворцы, а также самый грозный вулкан Европы – Везувий, всегда привлекали в Неаполь творцов разных направлений. Так великий Пётр Ильич Чайковский, посещая прекрасный град, тоже любовался его красотами, но при этом особое внимание уделял народной музыке, которую слышал на его улицах и площадях. Один из мотивов настолько впечатлил композитор, что он не раз цитировал понравившуюся мелодию в своих выдающихся произведениях. К примеру, в знаменитом «Детском альбоме» она получила название «Неаполитанская песенка».

Историю создания пьесы «Неаполитанская песенка» П. И. Чайковского и содержание произведения читайте на нашей странице.

 

 

 

Краткая история

Во второй половине шестидесятых годов позапрошлого столетия в жизни молодого и весьма перспективного композитора Петра Ильича Чайковского произошли события, которые значительно повлияли на его дальнейшую судьбу. После окончания в 1866 году Петербургской консерватории он был приглашён Николаем Рубинштейном в Москву преподавать в Музыкальных классах Русского музыкального общества такие предметы, как свободное сочинение, гармонию, теорию музыки и инструментовку. Впоследствии методы его преподавания, основанные на глубоких знаниях, но самое главное мотивирующие подопечных на вдохновенное творчество, неоднократно отмечались его благодарными учениками. Впрочем, педагогическая работа Чайковского в тот период совсем не мешала его композиторской деятельности, и разумеется он продолжал активно заниматься любимым сочинительским делом. К тому времени Пётр Ильич уже был автором большого количества разножанровых произведений, среди которых две оперы, музыка к театральным пьесам, симфония № 1 «Зимние грёзы», увертюры и другие симфонические, а также вокальные произведения.

Петр Ильич Чайковский

Важно отметить, что тогда же Чайковский, прекрасно понимающий значение рассуждений о музыке и обладающий довольно гибким литературным языком, начал выступать в печати как критик. Данная практика имела успешное продолжение, и в 1872 году он принял предложение от газеты «Русские ведомости» стать её корреспондентом. Так спустя года, а точнее весной 1874 года, Пётр Ильич получил задание от редакции поехать в Италию и написать отзыв на постановку в Милане оперы Михаила Ивановича Глинки «Жизнь за царя». Однако премьера спектакля была перенесена с апреля на май, а это в планы Чайковского совсем не входило. Несколько дней путешествовав по городам Италии: Венеции, Флоренции, Неаполю и Флоренции, он любовался архитектурными красотами, а также наслаждался звучащими там народными мелодиями. Одна из них, услышанная в Неаполе, настолько сильно впечатлила композитора, что в следующем 1875 году он использовал эту музыкальную тему в балете «Лебединое озеро», как основу для красочного «Неаполитанского танца».

балет «Лебединое озеро»

Однако это было не единственное использование прелестной итальянской мелодии в сочинениях Чайковского. В 1878 году он включил её в свой знаменитый «Детский альбом», но уже под названием «Неаполитанская песенка». Данное прославленное творение вышло из-под пера великого композитора после того, как он вернулся из второй своей поездки в солнечную Италию. Это путешествие Петра Ильича было вынужденным, и оно не было связано с творческими планами композитора. На этот раз он поехал за границу, чтобы поправить своё изрядно пошатнувшееся здоровье. Виной тому стала опрометчивая женитьба Чайковского на Антонине Милюковой – женщине, разочарование от общения с которой наступило весьма быстро и было настолько сильным, что привело композитора к нервному срыву. Спасти композитора могла только обязательная смена обстановки и лечение в Европе. Курс реабилитации Пётр Ильич начал в Германии, а затем переехал в Италию. Вот там то ему и пришла мысль сочинить что-нибудь для детей, чтобы помочь их творческому развитию. Такая идея возникла у Чайковского не случайно. В то время он довольно много общался с детьми, способности которых сильно впечатляли композитора. Одним из таких представителей подрастающего поколения был Коля Конради – воспитанник Модеста Ильича - младшего брата Чайковского. Мальчик от рождения был глухонемым, но его доброта и смышлёность приводили Петра Ильича в восторг. Помимо того на улицах итальянских городов он постоянно наблюдал за талантливыми детьми, которые зарабатывая себе на кусок хлеба, развлекали прохожих песнями и танцами. Вот такие встречи и подвигли Чайковского к созданию сборника фортепианных пьес для детей.

 

«Детский альбом» Пётр Ильич начал сочинять спустя некоторое время после возвращения в Россию. На время он обосновался в поместье Каменка, расположенном неподалёку от Киева, где с мужем и детьми, которых к тому времени было уже семеро, проживала сестра композитора Александра Ильинична. В тот приезд композитор, трепетно и нежно относившийся к своим юным родственникам, не только гулял, играл и организовывал с ними весёлые праздники, но и внимательно наблюдал за музыкальными занятиями племянников. Это он делал, чтобы задуманные им сочинения для детей получились привлекательными и интересными. В июле все композиции, в числе которых была вышеупомянутая «Неаполитанская песенка», были не только написаны, но и полностью отредактированы, а затем отправлены в Москву в издательство Юргенсона. Фортепианные миниатюры для юных пианистов под заголовком «Детский альбом. Сборник легких пьесок для детей. Подражание Шуману» вышли из печати к Рождеству, и посвятил их Пётр Ильич своему любимому племяннику Володе Давыдову.

 

«Детский альбом» Чайковского Петр Ильич Чайковский 

« ноты «Неаполитанской песенки» Чайковского 

 

 Содержание фортепианной миниатюры «Неаполитанская песенка»

Данной изящной миниатюрой Пётр Ильич Чайковский завершает один из мини-циклов, на которые принято условно подразделять пьесы «Детского альбома». Включающий в себя наполненные национальным колоритом, «Итальянскую», «Старинную французскую», «Немецкую», а также «Неаполитанскую» песенки, данный ряд музыкальных пьес упоминается как «Музыкальный дневник путешествий». Так темпераментная «Неаполитанская песенка», в основу которой автор положил народную мелодию, не только заставляет вспомнить задорную тарантеллу, но и передаёт оживлённую суету итальянских городов. В её мотиве хорошо слышны интонации, характерные для музыки этой солнечной страны. Мелодия изобилует синкопами, акцентами после пауз, а чёткий ритмический рисунок аккомпанемента имитирует задорное звучание гитары, тамбурина и пульсирующее пощёлкивание кастаньет.

Композиция изложена автором в тональности Ми-бемоль мажор, тактовом размере 2/4 и сложной двухчастной форме, которая чаще всего встречается в вокальных произведениях. Весь музыкальный материал «Неаполитанской песенки» можно условно разложить на запев и припев. Запев - это первая, песенная часть миниатюры, представленная в простой двухчастной форме.

 

Произведение с темповым указанием Andante (спокойно) открывается однотактовым вступлением, в котором продемонстрирован чёткий ритмический рисунок аккомпанемента. Его размеренности способствует бас на сильной доле, а лёгкости – аккордовая репетиция с подчёркнутым стаккато. Далее во втором такте, после восьмой паузы вступает подвижная мелодическая линия первого раздела. Её развитие строится на многократном построении одного и того же ритмического мотива, начинающегося со слабой доли, а затем украшенного акцентом на второй доле следующего такта, создающего эффект синкопы. Такая жизнерадостная музыка, без скачков на широкие интервалы, с авторской ремаркой «grazioso» и тщательно выписанными штрихами: стаккато и легато, рисует картину весёлого карнавала. Первый период начальной части включает в себя два предложения: одно десять, а другое восемь тактов.

Мелодическая линия второго периода так называемого куплетного раздела миниатюры, состоящего из двух восьмитактовых предложений, начинается с выразительного скачка на сексту. Его фактура остаётся неизменной, однако музыкальный материал всё же немного отличается от предыдущего. Он становится лиричнее и мягче.

Во втором разделе «Неаполитанской песенки», которому в композиции отводится роль припева, настроение заметно преображается. Музыка звучит ярче и темпераментнее и становится похожей на зажигательный танец.  Темп Andante (спокойно) меняется на Vivace (скоро), который не изменяется до окончания произведения. Как результат мелодия, излагаемая с репетициями на одном звуке и повторами, становится более подвижной. Аккомпанемент заметно упрощается и превращается в чередование баса и аккорда. Весь этот музыкальный материал укладывается в период, состоящий из двух предложений, оканчивающихся восходящими движениями к тоническому звуку.

 

 

Особые моменты, на которые важно обратить внимание при работе над пьесой «Неаполитанская песенка» П.И. Чайковского

  • Чтобы в произведении воплотить задуманный композитором грациозный образ, необходимо добиться чёткой артикуляции и точного выполнения указанных автором штрихов: лиг, пауз, акцентов и синкоп.
  • Определённую сложность в «Неаполитанской песенке» представляет собой исполнение аккомпанемента. Аккорды в группировке две шестнадцатые, а затем две восьмые должны звучать без напряжения, но чётко и упруго.
  • «Неаполитанская песенка» - это весьма виртуозная пьеса, в которой заключительный раздел предписано исполнять в весьма быстром темпе, а это требует от юного музыканта повышенных технических навыков. При этом темп в процессе разучивания произведения следует увеличивать постепенно.
  • Также особое внимание в танцевальной части следует уделить развитию репетиционной технике, в которой важное значение имеют цепкие пальцы, но при этом свободная и без напряжения рука.

 

 

«Неаполитанская песенка» - эта яркая миниатюра среди композиций, входящих в «Детский альбом» пользуется особой популярностью. Она является произведением высокой художественной и педагогической ценности. Преодоление стоящих перед юным музыкантом технических трудностей при работе над данной пьесой, помогут ему в дальнейшем творческом развитии.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: