Пётр Ильич Чайковский «Вальс»
Вальс. Популярность этого грациозного танца не имеет границ, ведь окутанный воздушным платьем музыки, он позволяет погрузиться в мир изящества и элегантности. Впрочем, вальс – это не только красивый танец, но и удивительное музыкальное произведение, которое в творчестве многих выдающихся композиторов занимает весьма авторитетное место. Так великий Пётр Ильич Чайковский настолько любил данный музыкальный жанр, что использовал его во многих своих произведениях: симфониях, операх, балетах, а также различных вокальных и инструментальных произведениях. Ярким примером тому служит «Вальс» из «Детского альбома» - цикла, во всём мире признанного шедевром фортепианной музыки для детей.
Историю создания пьесы «Вальс» Чайковского и содержание произведения читайте на нашей странице.
Краткая история
Поскольку миниатюрную пьесу «Вальс» Пётр Ильич Чайковский включил в «Детский альбом», то становится очевидным, что истории их создания между собой тесно переплетены. Звучит иронично, но появлению этих творений великого маэстро во многом способствовали проблемы, в тот период возникшие в личной жизни Петра Ильича. А именно летом 1877 года композитор вступил в брак с Антониной Милюковой, однако очень быстро разочаровался в своей супруге.
Чтобы избавиться от гнетущих мыслей, которые могли привести к нервному срыву, он решил покинуть Россию. Время спустя, за границей к Петру Ильичу присоединился его горячо обожаемый брат Модест, однако он был не один, а со своим воспитанником Колей Конради. Этот мальчик от рождения был глухонемым, но очень ласковым. Общение с добрым и очень сообразительным мальчиком не только поднимало композитору настроение, но и заставляло забывать о тех неприятностях, которые произошли в его жизни.
Однако положительное влияние на эмоциональное состояние Чайковского оказывал не только воспитанник брата, но и другие дети, с которыми он встречался во время прогулок по улицам итальянских городов. К примеру его внимание привлекали подростки, развлекающие прохожих исполнением народных песен и танцев и тем самым зарабатывающие себе на жизнь. Так особый интерес композитора вызвал мальчик Витторио из Флоренции. Его песни, исполняемые очаровывающим голосом, настолько трогали душу Петра Ильича, что он просил юного певца петь вновь и вновь. Именно общение с такими талантливыми подростками навело Чайковского на мысль сочинить фортепианные миниатюры подобно тем, что создал великий Роберт Шуман для своей семилетней дочурки. Данный сборник пьес, имеющий название «Альбом для юношества» ещё при первом ознакомлении произвёл на Петра Ильича весьма сильное впечатление. Основательно задумавшись над возникшей идеей, Чайковский прежде всего решил посоветоваться с главой нотного издательства Петром Ивановичем Юргенсоном, которому в феврале 1878 года отправил на эту тему весьма развёрнутое послание.
По возвращении на родину весной того же года, Петр Ильич Чайковский сразу направился в Каменку. В данном поместье, находящимся неподалёку от Киева, вместе со своей большой семьёй жила любимая сестра композитора Давыдова Александра Ильинична. Для Петра Ильича эта усадьба была особым местом, которое не только вдохновляло его на создание настоящих шедевров, но и располагало к полноценному отдыху. Важно отметить, что состояние абсолютной безмятежности у Петра Ильича возникало при общении с его племянниками и племянницами. Играя с ними, а также развлекая детвору, он как будто сам возвращался в детство, и это положительно влияло на эмоциональное состояние композитора.
Чайковский каждого из племянников одаривал заботливым вниманием, но особое место в сердце композитора занимал Бобик – так домашние называли шестилетнего Володю. Мальчик, мечтающий быть таким же, как его талантливый дядя, очень любил музыку и много занимался на фортепиано. Внимательно наблюдая за малолетним пианистом Пётр Ильич в своих мыслях окончательно сформировал сборник музыкальных пьес с названиями, которые бы привлекали юных исполнителей. Композитор приступил к написанию произведений в конце апреля, а в мае он полностью закончил создание эскизов. После тщательной редакции всего музыкального материала, который также включал лирическую пьесу под названием «Вальс», Чайковский уже в середине июля отправил своё творение в издательство Юргенсона. Данный фортепианный цикл, озаглавленный «Детский альбом. Сборник легких пьесок для детей. Подражание Шуману», он посвятил своему любимому племяннику Володе Давыдову. «Альбом» был напечатан в конце декабря 1878 года.
Содержание фортепианной миниатюры «Вальс»
Изящную танцевальную миниатюру «Вальс» в «Детский альбом» Пётр Ильич включил весьма осознанно. Этот парный танец пользовался чрезвычайной популярностью в XIX веке. Он звучал как на роскошных балах, так и уютных семейных праздниках. В то время умение танцевать считалось обязательным для человека, получившего достойное воспитание. Впрочем, в очаровательном вальсе, который Пётр Ильич сочинил для «Детского альбома», композитор прежде всего хотел воссоздать доброжелательную атмосферу домашнего праздника.
Данная пьеса, написанная в тональности Ми-бемоль-мажор, с темповым указанием Allegro assai (довольно скоро), заключена в трёхчастную форму.
Композиция открывается однотактовым вступлением, демонстрирующем трёхдольную танцевальную основу миниатюры. За ним следует главная выразительная тема вальса, заключённая в простую двухчастную форму, состоящую из двух периодов. Мелодия первого периода, имеющего повторное строение, начинается с двух восходящих мотивов, но затем кружащимися движениями звуковая линия опускается вниз. Окончание первого периода отмечено модуляцией в соль минор, но в следующем подобном композиционном построении главная тональность возвращается, динамика становится ярче, а во втором его предложении даже достигает форте. Плавная мелодия всецело меняется: она приобретает озорной и игривый рисунок. Особое изящество данному оживлённому эпизоду придают короткие лиги и стаккато.
В средней части характер произведения заметно меняется. Параллельная минорная тональность, изломанная двудольная мелодия, уложенная на трёхдольную пульсацию постоянно повторяющихся квинт в аккомпанементе – всё это придаёт музыке определённый народный окрас. После завершения данного раздела вновь звучит музыкальный материал, репризно повторяющий первую часть.
Основные сложности, возникающие при работе над пьесой «Вальс»
- При разучивании данной миниатюры важно уделить особое внимание работе над мелодической линией. Несмотря на паузы и лёгкие акценты необходимо добиться её певучести, пластичности и непрерывности развития.
- Некоторую сложность в данной миниатюре представляет собой аккомпанемент. Он должен исполняться без напряжения, с мягкой опорой на бас. Важно также следить за тем, чтобы акценты в мелодии, приходящиеся на вторую долю, не влияли на аккордовое сопровождение левой руки. Во втором периоде следует рельефно выделить две линии: протяжный бас и короткие лёгкие аккорды.
- В средней части юному исполнителю повышенное внимание следует уделить полиметрии. Трёхдольное вальсовое сопровождение, на которое накладывается двудольная мелодия, требует весьма тщательной проработки.
- Особого внимания в данной танцевальной пьесе требует педаль. Она должна подчёркивать бас и связывать его со следующим за ним аккордом, но не цеплять предыдущие звуки.
«Вальс» из «Детского альбома» П.И. Чайковского – это одно из наиболее популярных произведений детской фортепианной литературы. Оно является замечательным художественным материалом, способствующим развитию эстетического вкуса и художественного мышления юных музыкантов. При этом данное творение великого композитора настолько совершенно, что его переложения сделаны для разных инструментов, а также детского хора, ансамблей и оркестров различных составов.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: